and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Становой хребет флота царя Алексея.

Серия "Слава".


"Цесаревич" у Рюгена.

В середине 30-х годов международная система ограничения гонки морских вооружений полетела ко всем чертям. На Лондонской конференции 1935го года участники не смогли прийти к общему решению. Российская делегация ограничилась подписанием общего меморандума о намерениях и мире во всем мире. Страны, заключившие договора о новых лимитах вооружений, явно не намеревались его соблюдать. Вишенкой на торте стало Германо-британское соглашение, благословившее снятие с немцев Версальских ограничений. При этом, германо-английское соглашение неявно поддерживала Россия, она же использовала его как повод для отказа от Вашингтонских ограничений.
Летом 1935го в Гатчине наследником престола Алексеем подписано финансирование на два линкора. Выдача задания и конкурс на новые корабли сущая формальность. Ключевую роль играли критерии МГШ, фактически черновое техническое задание. Заказчик заложил в ТЗ жесткие требования на скорость 27-28 узлов, дальность плавания 10-15 тысяч миль, вооружение из трех трехорудийных башен с 406-мм орудиями улучшенного образца, средний калибр универсальные 130мм. Бронирование из расчета уверенного ведения боя на дальней дистанции против перспективных британских или американских линкоров.
Проектировщики и моряки настаивали на водоизмещении 43-45 тысяч тонн, именно в этот параметр можно было вписать соответствующее времени бронирование. Однако, вмешательство рока в лице наследника, заставило всех умерить аппетит. Водоизмещение в 40 тысяч тонн стандартное с превышением не более чем на одну тысячу тонн диктовалось политическими мотивами официально. Лимит водоизмещения Лондонской конференции, которое Россия хоть и не подписала, но тем не менее, Петербург соблюдал. Главной же причиной была стоимость проекта. Бюджет флота хоть и вырос, но далеко не так как хотелось бы.

У Тринидада

Проработка проекта достаточно условная. Варианты вооружения практически не обсуждались. Кроме базового рассматривался только вариант с 10-ю орудиями главного калибра в четырех башнях. Куда более серьезный подход показали проектировщики в выборе схемы бронирования. Остановились на американской «все или ничего» с характерным для русской школы разнесением защиты в глубину. Из-за экономии пришлось снизить толщину верхнего пояса и пойти на облегчение бронирования универсального калибра.
Оба корабля заложили летом 1936го года на Адмиралтейской верфи. Линкоры назвали в честь броненосцев, героически сражавшихся и погибших в Моонзундском сражении «Слава» и «Цесаревич». Через два месяца третий корабль серии «Моонзунд» заложили на Кольской верфи, сразу, как стапель освободился после спуска на воду авианосца. «Моонзунд» изначально строился для Тихоокеанского флота, в проект включили усиление корпуса. Корабль предполагалось перегонять к месту службы по Сев. Мор. Пути.
Водоизмещение 41 000/ 49 000 тонн.
Размеры 242 х 34,6 х 9,1 м.
Силовая установка 4 ТЗА суммарной мощностью 132 000 л.с. Котлы с рабочим давлением 37 атмосфер. Питание флотский мазут.
Скорость хода проектная 29 узлов.
Дальность плавания 12 000 миль экономическим ходом.
Бронирование: пояс 340мм в пределах цитадели с наклоном. Верхний пояс 127 мм. За поясом противоосколочная перегородка 55мм до верхней палубы. Верхняя палуба 30 мм. Главная палуба 130 мм, местное усиление до 152мм. Нижняя противоосколочная 35мм на скосах 67мм. Барбеты главного калибра 380мм. Башни 410-225 мм. Бронирование установок универсального калибра 35мм. В оконечностях за пределами цитадели только местное противоосколочное бронирование боевых постов.
ПМЗ були коробчатого типа американского образца с камерами поглощения и расширения. Булевые переборки усиленные броневой гомогенной стали.
Вооружение 3х3 406/52 мм главный калибр. Размещение стандартное линейно-возвышенное.
Универсальный калибр 10х2 130/45мм
Зенитки: 12х2 37мм (глубоко переработанный Бофос.) 16х1 20мм Эрликон.
2х3 ТА 533 мм.
Авиационное вооружение две катапульты и 2-3 гидроплана.

"Слава" и "Чесма" в море

По составу вооружения и бронированию вполне себе заурядный корабль высшей лиги. На одном уровне с британскими «Лайонами», бронирован несколько лучше североамериканских современников.
Орудия главного калибра доработанное 406 мм орудие образца 1915/31 Обуховский/Виккерс. За счет улучшения конструкции, применения легированных сталей с высоким пределом текучести, удлинения ствола удалось повысить начальную скорость снаряда до 890 м/с и одновременно увеличить живучести лейнера.
Установки универсального калибра хоть и защищены хуже, чем на «Босфоре» и «Полтаве», но зато облегчение конструкции башни привело к росту надежности сервоприводов, увеличению скорости наводки и точности позиционирования. Установки стабилизированные по четырем координатам.
В зенитной артиллерии перешли от громоздких и устаревших 47мм автоматов к собственной 37мм доработке Бофоса. Плюс лицензионные Эрликоны. Новый 37мм автомат легче старого, с надежной стабилизацией, выше техническая скорострельность и скорость наводки.


Бой в Наветренном проливе.

В отличие от предыдущих кораблей, до заказчика дошло, что даже линкору нужны торпедные аппараты. Если не самообороны ради, так для добивания противника или потопления транспортов в рейдах.
На линкорах ставились по три КДП, к ним в башнях «Буки» и «Веди» собственные дальномеры и вычислители. Для управления зенитками устанавливались по шесть ПУАЗО. На центральных постах монтировались достаточно современные электро-механические баллистические и навигационные вычислители. Все линкоры оснащались радиодальномерами и новомодными теплопеленгаторами. Последние предполагались для ночного боя и для условий плохой видимости. Корабли оснащались несколькими радиостанциями, в том числе УКВ внутриэскадренной голосовой связи.
Уже после ввода в строй, зенитное вооружение экстренно усилили дополнительными двумя спаренными 37мм установками и шестью Эрликонами. Впоследствии за годы службы число МЗА только росло, в 1946м году на «Цесаревиче» и «Моонзунде» достигало 80-90 стволов.
Радиоэлектронное вооружение так же постоянно менялось и дополнялось. На кораблях побывали практически все типы радаров и комплексов управления огнем. А вот авиационное вооружение оказалось в загоне. Со штатными тремя гидропланами всю войну проходил только «Моонзунд». Линкоры атлантического флота обычно работали совместно с мощными авианосными соединениями. С 1942го года они брали на борт только два «Лебедя». В 44м одну катапульту демонтировали. С ней оставили один гидроплан. Обычно самолет использовался не для разведки и корректировки огня, а для спасательных операций.
При строительстве кораблей широко использовалась сварка. На клепке собирали только наиболее ответственные элементы силового набора. В конструкции применялись конструкционные легированные стали с высоким пределом текучести. Во внутренней отделке широко использовались негорючие материалы и противопожарные пропитки.
На испытаниях корабли показали полный ход 29 узлов. На форсаже в полном грузу давали до 30 узлов. Дальность плавания проектные 12-13 тысяч миль.


Русский конвой в Атлантике

«Слава» и «Цесаревич» вступили в строй весной-летом 1940го года. В разгар европейской войны. После подготовки экипажей и интенсивных учений приняли участие во втором сражении за Фарерский барьер. Вместе с «Полтавой» образовали быстроходную ударную дивизию вице-адмирала Макарова. Серьезных повреждений не получили, но отомстили за «Бисмарк» отправив на дно «Принца Уэльского» и серьезно покалечив «Короля Георга». В дальнейшем интенсивно использовались практически всю войну с перерывами на ремонты. «Слава» погибла в 44м году у Эспаньолы под ударами американской авиации. Корабль получил шесть торпед, восемь бомб, потерял ход, медленно тонул и был добит своими эсминцами. «Цесаревич» в этом сражении избежал серьезных повреждений, в ночной стычке потопил выходившую из боя «Северную Каролину». Благодаря несогласованности штаба флота, оторвался от своих, но затем совместно с «Темерером» и «Королем Георгом» образовал южное соединение, блокировавшее линкоры адмирала Хэлси.
Третий корабль серии «Моонзунд» вступил в строй только в конце 1940го года. Изначально предназначавшийся для Тихого океана, он и перешел летом 1941 во Владивосток по СевМорПути. Если на Атлантическом фронте ключевую роль играли русские эскадры, то на Тихом океане все наоборот. Основную тяжесть борьбы вынес на своих плечах японский флот. Русский Тихоокеанский обеспечивал только прикрытие и наступление на северном фланге. Всю войну ядро русского флота представляло собой практически эскадру: 2-3 линкора и 2-3 эскадренных авианосца.

Стоянка у Алеут. "Моонзунд" и крейсер "Пересвет"

Однако, и на долю русских выпали серьезные испытания. В Алеутском сражении «Моонзунд» и «Босфор» вдвоем работали против трех американских линкоров, блокировали попытку прорыва противника к конвою. «Босфор» получил тяжелейшие повреждения. На долю «Моонзунда» достались 4 тяжелых снаряда практически не повлиявших на его боеспособность. Но зато у острова Кыска «Моонзунд» получил три авиационные торпеды. ПМЗ выдержала, корабль избежал обширных затоплений, но был вынужден уйти в Анкоридж для ремонта перед переходом во Владивосток.


Конвой на Аляску

После войны «Цесаревич» и «Моонзунд» прошли через капремонт и несколько модернизаций. На «Цесаревиче» сняли башню «веди», на ее место поставили дальние ракетные комплексы. На слом изношенные до предела корабли отправились в 70-х годах. Однако, в судьбу «Моонзунда» вмешались внешние силы. Благодаря петиции ветеранов тихоокеанских походов судьбой старого линкора озаботился император Георгий. Корабль навечно оставили в списках флота и поставили на вечную стоянку у набережной Владивостока. Заслуженный линкор до сих пор несет андреевский флаг, как символ несокрушимой мощи русского оружия и памяти об одной из самых страшных войн прошлого столетия.
Оценка проекта положительная. Хорошо сбалансированные, достаточно мощные, надежно защищенные линкоры договорного водоизмещения.


Tags: ВОВ
Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments