and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Немецкий путь.

В чем нельзя отказать немцам, так это в последовательности. И демократические правительства Веймарской республики и социалисты Штрассера шаг за шагом добивались снятия Версальских ограничений. Касалось это и флота. Подписанное после долгой политической игры и сложных переговоров, взаимных демаршей, под прикрытием Игр России, Британии и США, англо-германское соглашение позволяло Германии приступить к строительству серьезного флота.

Соглашение 35-го года позволяло немцам строить флот в пределах 35% британского тоннажа. Сами британцы не рассматривали немцев как противников. Россия же вообще смотрела на эти переговоры снисходительно, одновременно тайно поддерживая Берлин. В Гатчине прекрасно понимали, немцы строят флот прежде всего против Британии и Франции.
В случае непредсказуемого финта Берлина, русская армия быстро и почти беспрепятственно проходила через недавно суверенную Польшу, противопоставить русским механизированным частям немцам было нечего. Балтика несмотря на кажущуюся слабость Балтийского флота являлась «русским морем». Любого противника подавляли базовая авиация и москитные силы, а тем временем Северный флот спускался в Северное море и наглядно показывал, кто в доме хозяин. Наоборот, немцы и немецкий флот рассматривались как младший партнер и «союзные киргизы» в случае обострения отношений с Британией.

Проектирование тяжелых кораблей велось в Германии и до снятия ограничений. К сожалению, роковую роль в немецком кораблестроении сыграли стесненное договорами положение и технологический разрыв, вызванный периодом вынужденного моратория на строительство тяжелых кораблей. Немцы старались взять не числом, а качеством, посему активно внедряли кажущиеся перспективными новинки и технологии. Не все они оправдали надежды, без обкатки и лечения «детских болезней» чудо-технологии зачастую приводили совсем к противоположному результату.
Проектируя первые настоящие линкоры, немцы отказались от договорных ограничений водоизмещения, постарались получить сбалансированные корабли. При этом они выбрали образцами проектирования «Баерн» времен прошлой войны и тяжелые крейсера типа «Дойчланд». Тогда как в середине 30-х все ведущие державы уже имели свою актуальную времени школу проектирования и кораблестроения.

Жертва зенитного огня "Тирпица"

Новые линкоры заложили в 1936м году. Назвали их в честь заслуженных политических деятелей старой Германии «Отто фон Бисмарк» и «Альфред фон Тирпиц». Так сказать, в продолжение традиции и чтоб не слишком монархические имена. По техзаданию и назначению строились типичные корабли борьбы за Северное море. Артиллерия и бронирование закладывались на бой на средней и малой дистанции, при этом корабли изначально рассчитывались на высокую скорость хода.
Водоизмещение обоих линкоров 41 700 тонн стандартное/ 50900 тонн полное. Три турбины передавали на три вала мощность 138 000 л.с. в нормальном режиме. Паровые котлы работали на перегретом паре высоких характеристик. Рабочее давление 58 атмосфер. В полном грузу при форсировке машин корабли давали 29,5 узла хода. Британские и русские ровесники при том же водоизмещении показывали 28 узлов. Не были быстроходами и американские линкоры предвоенных серий. Однако, силовая установка немецких линкоров оказалась капризной и прожорливой. Дальность хода составила всего 8 500 миль экономичным ходом.
В части бронирования «Бисмарки» продолжили немецкую традицию первой мировой. Наглухо забронированные корабли, с максимальной площадью бронирования и хорошей защитой цитадели. Броневой пояс 320 мм на всю длину цитадели в 70% ватерлинии. Верхний пояс 145 мм. На всю высоту корпуса до верхней палубы шла противоосколочная переборка 20-30мм. Оконечности бронированы.

Схема бронирования. Разрез
Главная броневая палуба толщиной 80мм с траверзами 110мм. Над погребами она незначительно утолщалась. Верхняя палуба 50мм. Пояс и скос палубы обеспечивали непробиваемую защиту на средней и ближней дистанции. Верхний пояс вместе с бронепалубой так же гарантировали защиту от тяжелых снарядов на нормальных дистанциях боях. Однако, палубы были слабоваты.

К слову сказать, русский «Цесаревич» при том же водоизмещении имел большую толщину брони и рассчитывался на противостояние 406мм снарядам на дальней дистанции боя. Но русские приняли американскую систему бронирования «все или ничего», немцы же проявили консерватизм.

"Моонзунд" на Тихом океане.
Впрочем, «Бисмарк» изначально проектировался для боя на средних дистанциях, когда риск попадания снаряда по навесной траектории в палубу минимален.
В части вооружения у немцев получились типичные европейские линкоры. По составу вооружения они были близки французским и итальянским кораблям. Тогда как англичане, русские и американцы при том же и меньшем водоизмещении ставили на корабли исключительно 406мм орудия и универсальные орудия среднего калибра.
Главный калибр немцев 4х2 - 381/52 мм. Сохраняя верность двухорудийной башне, германские проектировщики обеспечивали идеальные условия работы артиллеристов, однако заплатили за это увеличением длины цитадели и сокращением массы залпа.
Средний калибр башенные 6х2 – 150/55 мм орудия. В дополнение к ним 8х2 – 105/63 мм зенитных. Скорострельные автоматы 8х2 - 37мм и 12- 20мм Рейнметаллов. Авиационное вооружение: две катапульты и 6 самолетов. Впоследствии на корме линкоров установили по два трехтрубных торпедных аппарата. ТА не имели защиты и системы централизованного управления. Предназначались только для расстрела транспортов. Зенитное вооружение кораблей во время войны постоянно усиливалось. В 44м на «Тирпице» стояли 9х2 - 105мм орудий, 12х2 37мм и 64 – 20мм автоматов.

Средний калибр линкора
В строй «Бисмарк» вступил весной 40го года. «Тирпиц» осенью 1940. Весьма неплохо для немецкой промышленности. Выдержали стандартный срок строительства тяжелого линкора.
Оба корабля получили современные радары. На «Тирпиц» установили русский теплопеленгатор. Считалось, что этот прибор позволит получить преимущество в ночном бою. На корабли ставились три КДП главного и вспомогательного калибра. Кроме них по четыре стабилизированных ПУАЗО.

"Тирпиц" в составе первой эскадры Кригсмарине 1943й год

Корабли вступили в строй в разгар Океанской Войны. После доведения механизмов до боеготовности, докомплектования и подготовки команды ода приняли активное участие в войне. «Бисмарк» погиб в 41м году во время второго сражения за Фарерский барьер. После боя с британскими линкорами добит своими эсминцами.

Бой у Фарерского барьера. Фото с борта крейсера "Ляйпциг"


"Принц Уэльский"

«Тирпиц» погиб в 44м году в битве у Наветренного пролива под градом бомб и торпед палубной авиации.
Общая оценка проекта весьма скептическая.

"Тирпиц" после атаки американской авиации.
Характерная для немецкого кораблестроения конца 30-х годов смесь консервативных, прогрессивных и непроработанных решений. Хороший европейский линкор, с типичным для второстепенных европейских держав составом вооружения, не выделяющийся из ряда своих ровесников эпохи. Весьма спорным представляется размещение главного калибра в двухорудийных башнях. Для конца 30-х годов, решение уже сомнительное. Хуже того, это же решение было принято на следующей серии кораблей шестнадцати дюймовых «Фридрихах». Итогом, корабли немногим легче «Петра Великого» и «Николая Второго» серьезно уступали им по массе бортового залпа.

"Тирпиц" под бомбами "мальчиков" адмирала Хэлси.
Дуплекс из противоминных орудий и тяжелых зениток так же чисто европейское решение. Здесь немцев оправдывает поздняя разработка универсального орудия, принятого на вооружение уже после постройки «Бисмарков». Совмещение двух калибров привело к росту водоизмещения и не дало серьезного увеличения огневой мощи. При этом зенитная артиллерия хоть и была мощнее чем у аналогичных кораблей, но уступала кораблям с универсальным калибром.
Стоит повторить, русские «Цесаревичи» и британские «Лайоны» при том же водоизмещении и несколько меньшей скорости несли более толстую броню и 406мм орудия. Хотя, русские и англичане разрабатывали свои линкоры для океанских баталий, тогда как немцы закладывались на условия низкой видимости Северного моря. Однако, драться «Бисмаркам» пришлось за океанские просторы.
К недостаткам кораблей относят и низко расположенную бронепалубу, оставлявшую слишком малый забронированный объем.

"Тирпиц" на стоянке у Тринидада.
Если вопросы бронирования и вооружения спорны, то энергетическая установка немецких линкоров – однозначный просчет. Перегретый пар высоких характеристик сулил высокую удельную мощность энергоустановки, однако на практике корабли страдали от повышенного расхода топлива и частых поломок механизмов. Считается, именно из-за поломки двух котлов на форсаже «Бисмарк» опоздал с маневром и был вынужден вступить в бой с британской эскадрой до подхода основных сил Кригсмарине, ошибку усугубил промах русского авиационного командования, нанесшего первый удар по второстепенной цели, а не по линкорам адмирала Тови.
Немцы понимали суть проблемы. Но решали ее своеобразно. Так «Фридрих дер Гроссе» проектировался и закладывался с дизельной силовой установкой. Только в процессе строительства корабль перепроектировали на нормальные ТЗА. Причем паровые котлы пришлось заказывать на Сормовском заводе. На этот раз экспериментировать не стали и купили зарекомендовавшие себя надежные котлы «Русский Ярроу» на 37 атмосфер.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments