and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Океанский патруль.

Прошедшая война выявила недостаточное внимание легким силам флота, вспомогательным, эскортным и сторожевым кораблям. В очередной раз на повестку дня встало плачевное состояние Сибирской флотилии. И надо такому случиться, благодаря сокращению затрат на тяжелые эскадры, нашлись деньги на патрульные корабли Тихого океана.
Требование моряков вполне разумно: нужны достаточно крупные, мореходные корабли с большой автономностью для патрулирования бескрайних и пустынных берегов восточных окраин Империи, для защиты рыболовства и промыслов, истребления пиратов и браконьеров. При необходимости эти корабли должны брать на себя доставку грузов в дальние гарнизоны и поселки, служить кораблями сопровождения и ПЛО. То есть, опять требование на легкий вспомогательный крейсер.
Техзадание утрясли быстро, здесь приложил руку сам Николай Второй. Первую серию океанских сторожевиков заложили на Балтике в 1920м году.
Достаточно крупный для сторожевика корабль. Водоизмещение 1800 т. Паровые машины мощностью 3400 л.с. позволяли держать ход в 16 узлов. Дальность плавания 4200 миль. Вооружение 2х 102 мм орудия, 2х 63мм зенитных орудия, 4 х 7,62мм пулемета. При необходимости корабли в течение суток довооружаются глубинными бомбами и бомбосбрасывателями. На палубе минные рельсы с возможностью размещения 34 мин заграждения.

Головной корабль серии «Тюлень» поднял флаг в 1922м году. Следом за ним до 1926 года в строй вступили еще 11 кораблей. Все они перешли во Владивосток. Четыре корабля для перехода воспользовались СевМорПутем. Океанские сторожевики выполняли именно ту работу, для которой и создавались.
Эксплуатация показала верность заложенных идей и решений. Большие автономные корабли крейсировали у котиковых промыслов, защищали зоны рыболовства, успешно перехватывали, а при случае и топили, браконьеров. Они же брали на себя роль флотских транспортов, благо изначально обладали грузовыми трюмами и мощными кранами.
В первое лето на Тихом океане «Тюлень» и его близнец «Морж» приняли участие в спасательной операции. Знаменитое японское землетрясение 23го года. Русские сторожевики оказались одними из первых иностранных кораблей прибывших в зону бедствия. Моряки разбирали завалы, тушили пожары, спасали людей. Впоследствии экипажи в полном составе были удостоены японских и русских наград за спасение людей.
В начале 30-х годов океанский патруль перевооружили, устаревшие пушки Лендера сняли. В качестве зенитных поставили по 4 – 47мм автомата. На практике эти орудия оказались хороши для стрельбы по сейнерам и браконьерским шхунам. «Сивуч» и «Бобр» получили по 6 – 20мм автоматов Ковровского завода. Минные рельсы со всех кораблей сняли.

С началом войны патрульные корабли продолжили службу. Они так же выступали в роли передового дозора, патрулировали у берегов Камчатки и Чукотки, привлекались к сопровождению конвоев. Выполняли они и роль флотских транспортов и даже штурмовых судов.
«Морж» погиб в 43м году у Камчатки, торпедирован подводной лодкой. «Нарвал» стал жертвой авианалета. «Калан» из-за навигационной ошибки вылетел на камни. Головной «Тюлень» затоплен после налета американской авиации на Кадьяк. «Бобр» после боя с американскими эсминцами довели до Петропавловска на буксире. Восстановление избитого до невозможности корабля не имело смысла. Его разоружили, а корпус после войны разобрали на металл.
Состав вооружения на 40е годы уже не соответствовал задачам патрульных кораблей. На помощь пришел большой запас водоизмещения. Старые четырехдюймовые полуавтоматы заменили на 102 мм зенитки. Количество орудий варьировалось от двух до четырех. Усиливалось противолодочное вооружение, ставились новые бомбометы и увеличивался запас глубинных бомб. «Морж» и «Бобр» получили гидролокаторы. Зенитные батареи постоянно наращивались. Ставились как мощные 47мм автоматы, так и легкие точные 20-мм пушки Эрликоны и «Ковровские дыроколы». На «Сивуч» в 1944м году смонтировали новые 25-мм спаренные зенитные установки.
Балтийский флот еще в годы Второй Отечественной озаботился заказом патрульных кораблей. Типы «Голубь» и «Водорез». Однако, в состав флота они вошли только после войны. В 19-20м годах достроили еще 6 кораблей типа «Голубь». Дальше флотское командование пришло к пониманию, этот тип корабля хорош только в условиях Балтики. Мощное вооружение, низкие скорость и дальность плавания. То есть, корабль защиты баз и патрулирования ближней морской зоны в условиях ограниченного ТВД.
Флот же в 1919м году хотел универсальный патрульный корабль по типу британских «Цветов». Недорогой, мореходный сторожевик с сильным артиллерийским, противолодочным и тральным вооружением. Одновременно понималось, что для севера требуются корабли с большой автономностью и корпусом ледового класса.
И тут моряки обратили свой взор на трофейные немецкие тральщики. Всего Россия в 1918м году получила шесть таких кораблей, причем четыре из них еще достраивались на немецких верфях и получили вооружение после перехода в Ревель. Немецкие 500-тонные тральщики прочные надежные, мореходные корабли с достаточно сильным вооружением, способные к дальним морским переходам.
Именно немцы послужили основой проекта сторожевика Путиловской верфи. Исходный корпус увеличили, котлы изначально доработали до смешанного питания углем и нефтью. Получился корабль водоизмещением 740 тонн. Два винта и паровые машины в 1800 л.с. позволяли держать ход в 18 узлов. Дальность хода 2000 миль. На вооружении не экономили. Поставили 3 – 102 полуавтомата и импортный 40мм Виккерс. Кроме того 4 пулемета. Противолодочное вооружение: гидрофоны и глубинные бомбы. «Брекчия», «Базальт», «Оливин» и другие, всего 12 кораблей вступили в строй в 1922-1924м году. Все они перешли на север.
На следующей серии моряки потребовали увеличить автономность и мореходность. Первый корабль серии «Аметист» поднял флаг в 1927м году. От немецкого прародителя в нем уже ничего не осталось, кроме характерного силуэта. Водоизмещение 1200 тонн. Дизели мощностью 2600 л.с. Скорость 18-20 узлов. Вооружение 3 – 102мм орудия. 4- 47мм автомата. 4 пулемета. Глубинные бомбы. Мог принимать на борт 30-40 мин заграждения.

"Яшма" в эскорте конвоя.

До 1934го года было построено 24 таких корабля. Восемь ушли на Дальний Восток. Шесть вошли в состав Средиземноморского флота. Остальные перегнали в Романов-на-Мурмане и Девкину заводь. Строили «камушки» на балтийских заводах.
Общая оценка проекта положительная. Удалость построить недорогой мореходный корабль патруля дальней зоны и океанского эскорта. На «камнях» отказались от трального вооружения в пользу увеличенного запаса глубинных бомб. Вооружение во время службы неоднократно перетасовывалось. Так, перед войной на всех патрульных кораблях 102/60 мм орудия сняли. Вместо них поставили 102 и 76мм зенитки. Постоянно увеличивалось число малокалиберных автоматов.
Все хорошо, но мало. Почти одновременно с «камнями» на верфи в Николаевске-на-Амуре заложили серию океанских моторных кораблей. Водоизмещение «Гагары» снизили до 860и тонн. Скорость 18 узлов. Вооружение 2 – 102мм итальянских зенитных Минизини, выпускавшихся в России по лицензии. Кроме этого зенитные автоматы и бомбометы.
Требования к сторожевику изменилось. Теперь нужен был чисто патрульный и эскортный корабль для работы вдали от баз. От кораблей флота уже не требовалось брать на себя снабжение приморских поселков и дальних баз. «Гагар» построили 18 кораблей.
На следующей серии уже для Средиземноморья пошли путем снижения водоизмещения. Проект «Россуда», но строились на разных частных верфях в Николаеве, Керчи, Константинополе. Сторожевики типа «Мигрень» - 660 тонн водоизмещения. Конструктивно это возвращение к корпусу немецкого тральщика. Машины опять паровые. Скорость 16 узлов. Вооружение из 2- 102 мм зенитных орудий. 4 – 47мм автоматов. 6-пулеметов. Глубинные бомбы. Минные рельсы не ставились. Считалось, что на Средиземном море у нас для минных постановок достаточно специализированных минзагов, крейсеров и эсминцев.

Корабли серии прежде всего отличались специфическими названиями, брались прямо из фельдшерского справочника. Ходил анекдот, что дескать, один корабль хотели назвать «Люэсом», но справедливо побоялись получить новый «Потемкин». Сторожевик назвали безобидно для команды «Бутулезом». Всего в состав флота вошло 20 «болячек».
Не надо думать, что Русский флот строил мало сторожевиков. В этой статье прежде всего упоминаются океанские и морские патрульно-эскортные корабли двадцатых и начала тридцатых годов. Кроме них верфи спускали на воду десятки малых 100- и 150-и тонных сторожевиков для защиты прибрежной полосы и ближних подступов к базам. Бум строительства эскортных кораблей пришелся на военные годы. Тогда в состав флота вступили три сотни эскортных кораблей типов «Береза» и «Ландыш». Они и взвалили на свои плечи всю работу по защите трансокеанских коммуникаций и дальнему дозору.

Большие патрульные корабли двадцатых годов вынесли на себе тяжесть первых лет войны. Большая их часть погибла. Так «Гангрена» и «Сепсис» потоплены «Орионом» в бою у Хайфы, но сами задержали британский крейсер. Полученные с горящих сторожевиков координаты боя позволили скоординировать атаку базовой авиации.
«Ангина» потоплена подводной лодкой. «Герпес» и «Сальмонела» совершили переход на Дальний Восток. Затонули в порту Анкориджа после очередного налета американской авиации на этот город. А до этого участвовали в блокаде порта и прикрывали русский десант на Анкорибж.

«Сланец» вылетел на камни у берегов Шотландии. «Яшма» и «Змеевик» стали жертвами тропического урагана. «Чайка» погибла под градом бомб у Камчатки. «Гранит» погиб защищая конвой у Барбадоса.

Tags: ВОВ
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments