and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Зубастая гончая адмирала Макарова.

Линейный крейсер «Полтава».


Улучшение финансирования флота во второй половине 20х годов сподвигло МГШ на постройку быстроходного линкора для Балтики. Но так как весь договорной лимит водоизмещения выбрал средиземноморским линкором, дальше эскизного проектирования и обсуждения дело не зашло. Затем ударил мировой кризис. В качестве одной из мер по выходу из депрессии правительство запустило масштабное дорожное строительство, проекты по ирригации, мелиорации и увеличило заказ на строительство кораблей. Плюс экономику спасал внутренний рынок.
В части строительства нового балтийского линкора высочайшее одобрение получено, верфи торгуются за заказ, осталась сущая малость – обойти Вашингтонские ограничения. При этом списывать старые линкоры пока рано, а списывать учебные броненосцы не хочется. Проблему решили с подачи из Гатчины (резиденция императора) в два хода. Первое – наконец-то в 1929м году «Гангут» поставили в док и начали перестраивать в авианосец. Второе – «Полтаву» загнали в соседний док Адмиралтейских верфей и объявили о коренной модернизации этого корабля. В 1931м году это было.

"Второе тактическое соединение в Наветренном проливе. Флаг вице-адмирала Заславского"

Модернизация весьма специфическая. От линкора оставили башни главного калибра, дельные вещи, якоря, часть оборудования и название. Формально русские договора не нарушали, за рамки договорного водоизмещения не вышли. Реально произошел крупный скандал, когда стало ясно, что под видом модернизации строят новый корабль. Результатом британский парламент запретил поставки силовых установок мощнее 15000 л.с. и броневых листов в Россию. Весьма благородный поступок, так как турбины для военных кораблей русские строили сами, броню тоже катали сами, любых толщин. Незначительные поставки для гражданского сектора под эмбарго не попали.
Преобразившаяся «Полтава» вернулась в строй в конце 1935го года. Несмотря на официальную историю, во всех справочниках этот корабль считался, как новый. Проектировщики и корабелы не зря ели свой хлеб. Получился интересный линейный крейсер. Фактически тяжелый океанский рейдер и истребитель крейсеров. Он же флагман быстроходного отряда при эскадре. В последнем качестве «Полтава» обычно и использовалась.
При проектировании учли мировой опыт и собственные наработки, заложили серьезное бронирование, избавились от родовых травм первой «Полтавы». Да что там, построили новый корабль, к сожалению, актуальный на времена Ютланда.
Проектировщики Адмиралтейских верфей и Балтийского завода шли путем отличным от своих коллег из Николаева. Это выразилось в конструкции корпуса, вместо булей применили ПМЗ американского типа, глубоко эшелонированную, из нескольких бронеперегородок и изолированных отсеков. В отличие от «Босфора», «Полтава» получила большее относительное удлинение корпуса, и лучшие обводы.


"Полтава" на 1939й год. Радар еще не установлен

Результат в цифрах выглядел так:

Водоизмещение 34 500 / 42 000 т. Четыре ТЗА суммарной мощностью 150 000 л.с. Котлы с нефтяным отоплением. Скорость 31 узел. Дальность плавания 10 000 миль. Котлы традиционного адмиралтейского типа работали на давлении 27 атмосфер. Турбины с редукторами размещались в двух отсеках. На форсаже, даже в полном грузу, корабль устойчиво держал 31,5 - 32 узла. Русские корабелы не стали экспериментировать с котлами повышенного давления, в результате получили надежную рабочую силовую установку. Высокооборотные турбины производства Балтийского завода получились достаточно компактными и надежными.
Бронирование проектировали с учетом ведения боя на дальних дистанциях. Броневой пояс 250 мм. За пределами цитадели 127мм. Верхний пояс 127 мм. Противоосколочная броневая перегородка до верхней палубы 50 мм. Характерная черта русских линкоров. Главная палуба поверх бронепояса толщиной 120 мм над погребами и силовой установкой. Дальше уменьшалась до 90мм. Нижняя палуба со скосами 40мм. Верхняя взводная 25 мм. Бронирование башен усилили до 250 мм круг. Крыши башен – 127 мм. Барбеты 280мм.
Главный калибр исходные четыре трехорудийные башни с 305/52 мм орудиями. Уже по линейно-возвышенной схеме. Конструкцию башен не меняли, только у второй и третьей увеличили подбашенное отделение. При модернизации башен максимально использовали исходные конструкции.
По опыту проектирования «Босфора» от среднего калибра отказались. В конструкцию заложили 8х2 130/45 универсальные установки полностью как на «Босфоре». И опять на корабль зенитки попали только в 1937м году. Опять корабль временно вооружали 102мм зенитками. Кроме универсалов на мостиках и палубах стояло 7х2 - 47мм автоматов и 12 - 20мм эрликонов.
Торпедное вооружение 2х3 533мм аппарата под надстройкой. На корме катапульта и два гидроплана. На надстройках установили три командно-дальномерных поста. Для управления работой зенитных установок 4 ПУАЗО. Впоследствии в 1939м году на корабль поставили электро-механический баллистический вычислитель и боевой радиодальномер. Радиолокационное вооружение за годы войны неоднократно менялось и модернизировалось.
Корабль интересный. Он изначально строился как океанский рейдер, фактически тяжелый крейсер. Дальнейшее развитие и гроза немецких броненосцев-крейсеров. Несдерживаемые жесткими рамками, конструктора построили хороший сбалансированный линейный крейсер. Корабль как логическое продолжение и венец русской крейсерской концепции еще прошлого века.

Фарерское сражение. Фотография "Полтавы" с борта крейсера "Митава".

Хорошее бронирование, прекрасная баллистика орудий и высокая огневая производительность 12-и стволов позволяли «Полтаве» осмысленно участвовать в линейном бою. Несмотря на явно скромный калибр, орудия обладали хорошей поражающей способностью. На момент ввода в строй угрозу «Полтаве» представлял только «Худ». Даже от линкоров типа «Лайон» крейсер уходил. А для «Рипалса» или «Ринауна» встреча с русской гончей не сулил ничего хорошего. Больший калибр проигрывал огнепроизводительности и способности держать удар.
Развития проект не получил, хотя были идеи произвести аналогичную операцию над черноморскими линкорами и получить полноценную дивизию однотипных кораблей. Корабль получился дорогим, фактически по цене постройки нового, а время линейных крейсеров уже прошло. На кульманах проектировщиков уже рисовались разрезы полноценных быстроходных линкоров с тяжелой броней и 16” калибром.


Обстрел американских позиций на Эспаньоле

Вскоре после возвращения в строй «Полтаву» перевели в Романов-на-Мурмане. В начале войны отметился в сражении у Нарвика. Выделенная во фланговый быстроходный дозор «Полтава» настигла авианосец «Глориес», навела на него самолеты с «Наварина» и «Воротынского». В потоплении авианосца линкор не участвовал, но зато расстрелял крейсер «Эфингейм».

"Лайон" накрыт русским огнем.

По курсу над волнами поднимался дым. Море успокоилось. Корабли еще ночью вышли из зоны непогоды. Волнение в три балла. Для сурового весеннего Норвежского моря сущая благодать. Тяжелая махина крейсера плавно покачивается, корпус подрагивает от толчков волн в борт, а не зарывается в пенные валы до первой башни и не гудит и стонет от чудовищных напряжений в наборе, когда нос или корма повисают над ложбиной меж волнами.
Море пустынно. На два румба вправо от курса поднимается легкий дымок. Небо чистое. Имеется в виду, самолетов нет. Тучи так и висят над головой, тяжелые, напитавшиеся водой, как губка. Еще вчера утром крейсера ушли вперед, рассыпались редкой авангардной завесой, оставили далеко за кормой тяжелое соединение. Решение небесспорное – в такой передряге как вчера от дозора мало толку. Видимость на нуле, горизонт затянут стеной дождя, не разберешь, где море, где небо, а где ливень, все одно вода. На радарах черти пляшут. Засветка на засветке.
В такой шторм весь Королевский флот вместе с Кригсмарине мимо эскадры проскочат, и никто ничего не разглядит. Только если прямо в кабельтове перед форштевнем кто вылезет. Пользы от дозора мало, зато риска столкновений нет. Это эсминцам пришлось прижиматься к подветренным бортам линкоров и авианосцев. Длинные, узкие скорлупки швыряло, как соломинки. Волны гуляли по палубам, обрушивались водопадами, закручивали водовороты вокруг орудий, надстроек и вентиляторов. Чудо, что все миноносцы пережили шторм.
- Что у нас на радарах? – каперанг Кожин буквально влетел в рубку. Несмотря на осунувшееся лицо и весьма бледный вид, командир «Рынды» был гладко выбрит и благоухал одеколоном. Сразу и не сказать что, человек не спал сутки.
- Обстановка нормальная. Тяжелое соединение в десяти милях за кормой. Справа от нас «Кикимора», слева «Бутаков», «Полтава» со свитой держит курс на вест, на радаре не наблюдается.
- Хорошо, Виктор Константинович, «Вильно» где?
- Левый фланг, по расписанию – кап-два Ливнев чуточку приподнял бровь, демонстрируя легкое недоумение вопросом командира.


После налета американской авиации. Фото с борта "Полтавы"

В первом сражении за Фарерский барьер, после выхода из строя «Измаила», на «Полтаве» поднял флаг вице-адмирал Вадим Макаров. В артиллерийском бою серьезных повреждений не получил, противник сконцентрировал огонь на более сильном «Бородино». Сам добился попаданий в «Лайон». На отходе удачно отстрелялся по «Ринауну».

"Лайон" в бою с русской эскадрой

Серьезных модернизаций «Полтава» не проходила, только усиливалось зенитное вооружение и обновлялось оборудование. В 1944м на корабле стояло более полусотни стволов малокалиберной артиллерии.
Затонула «Полтава» в мае 1945го после боя с линкором «Нью-Джерси», тем самым став третьим русским линкором, погибшим в артиллерийском бою. Корабль, осуществлявший дальнее прикрытие конвоя, был вынужден вступить в бой с более сильным противником.

За два часа до гибели. "Полтава" в бою с американским линкором. На заднем плане русские эсминцы.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments