and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

«Чайки» над океаном.

Палубный истребитель-бомбардировщик И-53 К «Чайка».


Построив первые авианосцы, Россия столкнулась с проблемой их авиационного вооружения и построения тактики применения нового оружия. Проблема общая для всех флотов того времени. Русский флот активно искал правильное решение. С середины 20-х годов закупались серии как отечественных, так и импортных машин. Конкурсы на новые самолеты проводились каждые 2-3 года. Обычно они заканчивались заказом малой серии прекрасных, но быстро устаревающих и не устраивающих морских летчиков машин.
Конкурс 33го года выиграл палубный истребитель «Московского механического товарищества» И-47К. Машину разрабатывал и доводил до ума молодой, но уже зарекомендовавший себя, конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

И-47 в небе

Представленный на конкурс опытный экземпляр произвел впечатление на моряков. Классический биплан композитной конструкции.
Масса 1400 кг.
Мотор воздушного охлаждения звездный мощностью 620 л.с.
Скорость до 370 км/ч.
Дальность полета 750 км или 400 морских миль.
Вооружение: 4 пулемета винтовочного калибра.
Машина получилась очень маневренной, устойчивой, простой в управлении. Летчики оценили большой объем пустого пространства в фюзеляже, позволявший держаться на воде, пока пилот покидает кабину. Да, вопрос спасения летчика при аварии всегда стоял остро.
Компания сразу получила заказ на крупную партию машин. Первые серийные экземпляры передали заказчику в 34м году. Очень быстро И-47 К вытеснил с палуб русских авианосцев все другие модели истребителей. Наконец-то флот получил одну хорошую машину вместо полудюжины разнотипных моделей.
Самолет неплохой. Однако, быстро устаревший. Уже в 36м году встал вопрос о замене палубного истребителя. Заказ на глубокую модернизацию выдали вне конкурса.
Завод с радостью взялся за работу. Модернизация шла быстро. Самолет отлажен в производстве, простой в управлении, сюрпризов при испытаниях не было. Имперский индекс И-53 К, флотское и армейское название «Чайка». Первые серийные машины переданы заказчику уже в начале 37го года. Первоначальный заказ всего 200 машин. Флот рассчитывал вскоре получить более современный и скоростной моноплан. Затем дозаказали вторую партию еще 180 самолетов.
Трагедия эпохи. Уже после заказа, предоплаты и поставки первых серийных «Чаек» новый конкурс 1937го года выиграл перспективный И-80 ММТ. Пикантности добавил тот факт, что глубокую модернизацию И-47 курировал господин Поликарпов, сам работавший над И-80. И тоже для флота. Как бы то ни было, но И-80 «Сапсан» задержался с внедрением и испытаниями. Флот все еще закупал для корабельных авиаотрядов и береговых полков «Чайки».

По сравнению с базовой моделью, «Чайка» подросла. Конструкция цельнометаллическая.
Масса 2200 кг
Мотор 1000 л.с
Скорость на высоте 430 км/час.
Скороподъемность 15 м/с.
Дальность полета 760 км или 410 миль.
Вооружение 4 х 7,62 мм пулемета.
Мог брать 250 кг бомб.

В принципе, это неплохой промежуточный самолет. Он должен был строиться несколько лет, затем постепенно вытесняться на второстепенные участки, в береговые полки второй очереди и сниматься с вооружения. Однако, только одна характеристика машины повлияла на его судьбу. Истребитель изначально мог брать одну ФАБ-250 на внешней подвески. Проведенные на учебном авианосце «Днепр» испытания показали, «Чайка» прекрасно работает в качестве пикировщика.
После недолгого бурного обсуждения результатов опытов с участием высшего руководства флота, заводу направили рекламацию с требованием доработать бомбардировочный прицел, а по факту поставить его на машину. Изначально бомбометание производилось через стрелковые прицелы с поправками на лапоть.
Завод работал быстро. Серийные машины сходили с конвейеров одна за другой. Морские летчики быстро переучивались на эту машину, благо, проста в управлении и во многом повторяет уже знакомый привычный И-47 К. На палубах авианосцев «Чайка» вытеснила истребители прежних моделей и сильно потеснила легкие бомбардировщики.
Разумеется, с бомбой на внешней подвески падали скорость и маневренность. Самолет не мог вести бой. Дальность тоже сокращалась. Последнее пытались лечить подвесными баками. Но самое главное: обслуживать одну машину гораздо легче, чем две-три разные. А командиры авиаотрядов были рады возможности увеличить численность истребителей в ангаре без ущерба ударным способностям авианосца.

"Князь Воротынский" на траверзе Нарвика. Операции воздушного патруля

Однако, время не стоит на месте. В серию пошел моноплан «Сапсан», заменивший «Чайку» как истребитель. И почти одновременно флот принял на вооружение пикировщик «Баклан», машину с куда лучшими ударными возможностями и бомбовой нагрузкой.

На аэродроме у ВМБ Девкина заводь.

Уже осенью 40го года последние «Чайки» покинули ангары авианосцев. Но имеющиеся машины долго служили в береговых частях и передавались армейским полкам в качестве легких штурмовиков. А двухместная учебная модификация строилась до конца 40-х годов. Как учебный палубный самолет «Чайка» не имела себе равных. Удобная, простая в управлении, с хорошим обзором из кабины, допускающая ошибки в пилотировании, она дала путевку в небо над морем тысячам летчиков.
«Чайки» успели принять участие в первых сражениях войны. Так они нанесли последний удар по агонизирующему «Глориесу».

"Глориес" за три минуты до атаки "Чаек". Фото с борта британского эсминца.

В качестве истребителей защищали эскадры во время рейдов к британским плацдармам в Норвегии. «Чайки» с палубы «Гангута» дрались в небе над Греческим архипелагом и прикрывали «Чаек» с бомбами во время удара по «Иглу». Эти же самолеты в сухопутной раскраске наносили удары по вражеским маршевым колонам и штурмовали позиции в Месопотамии и Палестине.

Разбомбленный транспорт


После удара британской авиации по русскому аэродрому в Месопотамии.

В 42м году, когда возникла необходимость защищать конвои через Атлантику, уцелевшие «Чайки» вернулись в ангары эскортных авианосцев. Здесь они использовались как бомбардировщики ПЛО. Благодаря чему заводу даже заказали 40 новых машин.
Новая модель получила более мощный двигатель, дальность полета выросла до 1000 км. Но зато вооружение сократили до двух пулеметов. Под новый мотор модернизировались и старые машины.
В этом варианте «Чайка» дослужила до конца войны. Небольшой тихоходный биплан оказался прекрасным самолетом в нише легкого штурмовика. Отсутствие оборонительного вооружения ему не мешало. Противолодочные ПУГ не заходили в зону действия вражеской авиации.

Эскортно-поисковый авианосец "Дровосек".


Атака всплывшей подлодки близ Азорский островов

Последние «Чайки» списали одновременно с массовой конверсией эскортных авианосцев, то есть после подписания капитуляции в Гаване. Из состава береговых авиаполков их окончательно вывели еще в 43м году. К этому времени практически все одноклассники «Чайки» уже вымерли, как мамонты. Так, последние «Си Гладиаторы» сгорели в 41м.

"Игл" незадолго до гибели в Греческом архипелаге
С палуб авианосцев США бипланы исчезли еще до войны. Немецкие Хе-51 списаны в береговые учебные части осенью 40го года. Даже, вытеснившие «Чайку», современные мощные монопланы «Сапсан» сами уступили палубы и ангары авианосцев более современным «Кречетам» в середине войны.
И только «Чайка» умудрилась пережить свой век. Редкая судьба для истребителя конца 30-х годов.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments