and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Одинокий рыцарь «Босфор».


Проектирование новых средиземноморских линкоров велось фактически с момента подписания Вашингтонских соглашений. Моряки понимали, на Средиземноморье нужна пара современных линкоров. «Императрицы» и несколько лучше защищенный «Николай» на становой хребет флота не тянут. «Афон» устарел и сильно изношен, капремонт этого корабля обойдется дорого, а результат останется посредственным. Старый немецкий линейный крейсер слишком много пережил за свою бурную жизнь.
Планы флота перекроили политика и экономика. По условиям договоров Россия два полноценных линкора в лимит водоизмещения не втиснет. Даже если списать одну «Императрицу», то… 23 000 + 19 000 (Афон) + 16 000 (остаток лимита) = 58 000 тонн. Получается 29 000 тонн на корабль. Тогда как даже в договорные 35 000 водоизмещения очень сложно втиснуть нормальный современный корабль сбалансированных характеристик.

"Екатерина Великая" до модернизации
Лимитировали и финансовые ограничения. Несмотря на бурный рост промышленности и экономики в послевоенные годы, император жестко «непроизводственные» статьи бюджета. Неожиданно помог мировой кризис. С началом Великой Депрессии в 1927м году Россия тоже столкнулась с кризисом импорта и падением цен на мировых рынках. Для поддержки отечественной промышленности правительство увеличило госзаказ и запустило серию крупных проектов долгосрочной окупаемости. Под эту статью загрузили и верфи.
Заказ на новый средиземноморский линкор выдали в 28м году. Конкурс проводился формально, разумеется, победил «Наваль» со своим проектом. Фактически это творчески переработанный проект 1917го года. Тогда предполагалось строительство корабля водоизмещением 44000 тн, турбины мощностью 120 000 л.с. скорость 28-30 узлов. Вооружение 3х3 - 406мм; 20 - 152 мм; 8 102мм. Бронирование до 375 мм борт, палубы суммарно 102 мм.

Согласно новому ТЗ требовалось втиснуть в водоизмещение 38 000 тн (формально показать 35 000тн) сбалансированный линкор с вооружением 9-10 - 406/45 главный калибр, 130-152 мм средний калибр, достойное зенитное вооружение, бронирование позволяющее противостоять 406мм снарядам, скорость хода в 30 узлов, при дальности экономическим не менее 12000 миль.
По требованию заказчика корабль должен бы быть способен успешно вести бой с «Нельсоном» или «Тосой», но быть гораздо быстрее. Однако, втиснуть фактически линейный крейсер в лимит водоизмещения не получалось. Пошли по пути оптимизации и ужимания всех характеристик.
Характерным признаком русских линкоров были четыре трехорудийные башни. При нормальной эволюции, послевоенные корабли должны были нести по 12 – 406 мм орудий. Вооружение стало первой жертвой оптимизации. При рассмотрении вариантов расположения башен самым выигрышным в плане веса оказался проект с двумя четырехорудийными башнями.
Инженера «Наваля» не были первопроходцами.

Проект линкора программы 1915
Эскизы четырехорудийных башен прорабатывались в проектах балтийских линкоров времен войны. Аналогично такая схема размещения орудий предусматривалась на французских линкорах типа «Нормандия». Повлиял и удачный иностранный опыт. У англичан на «Нельсоне» все три башни сгруппированы в носовой части.

"Босфор" в Греческом архипелаге.

Итоговый проект утвердили в следующем виде:
Водоизмещение 38 000 тн стандартное/ 48 000 полное.
Котлы адмиралтейского типа 27 атмосфер. Четыре ТЗА суммарной мощностью 120 000 л.с.
Скорость полного хода 28 узлов.
Дальность плавания 8000 миль.
Главный калибр 2х4 - 406/45 мм орудий Обуховского завода.
Желание заказчика получить мощную батарею башенных 152 мм орудий не вместилось в водоизмещение. Средний калибр запроектировали башенные универсальные установки 130мм. На момент закладки корабля они существовали только в эскизах. На «Босфор» запроектировали 8 спарок. Шесть по бортам и две линейно-возвышенные в корме. Кроме того на надстройках и мостиках разместились 22 – 47мм и 14 – 20мм зениток. Торпедные аппараты не ставили, в 20-е годы под Шпилем считали, что линкорам они бесполезны. Зато на корме установили катапульту и два гидроплана.
Бронирование проектировали с учетом последних достижений инженерной мысли. Пояс 300 мм + противоосколочная перегородка 50 мм до верхней палубы. Пояс устанавливали с наклоном. Главная палуба толщиной 100-120 мм по верху пояса. Под ней противоосколочная палуба со скосами толщиной 50 мм. Верхняя палуба 20 мм гомогенной брони, замыкала легкий броневой короб над противоосколочной перегородкой. Толщина барбетов 380мм. Башни 300-420мм. Крыши башен 150мм. ПМЗ обеспечивали були с камерами поглощения и расширения.

Корабль заложили в 1929м году. Строился быстро. По программе поддержки промышленности. Спуск на воду 1932й год. На торжественной церемонии присутствовал наследник престола Алексей Николаевич. В строй корабль ввели в 1934м году. При этом флаг он принял недовооруженным. Оружейники сильно задержались с проектированием и доводкой универсальных орудий. На корабль временно установили уже отработанные производством 102мм спаренные зенитные установки, ставившиеся на крейсера типа «Рында» и авианосцы.
Строительство шло по графику, без срывов сроков. По турбинам часть объема работ передали РОССУДу. Броню поставил Мариупольский броневой завод. Орудия главного калибра везли морем вокруг всей Европы. Так оказалось проще, чем протаскивать по железным дорогам негабариты. Котельное оборудование дал Харьков. Все оборудование, включая дальномеры, баллистические вычислители и пост центральной наводки отечественные.
Радиостанции заказали немецкие, по надежности и дальности устойчивой связи они превосходили отечественные. По части малокалиберной артиллерии, российская промышленность на начало десятилетия задерживалась с освоением скорострельных 20-25мм автоматов. Для «Босфора» закупили спаренные 20-мм автоматы «Эрликон». Зато в дополнение к «Эрликонам» установили мощные Ковровские 47-мм автоматы магазинного заряжания.

На испытаниях в Черном море линкор при форсировке машин показал 29 узлов 6-и часового хода в полном грузу. По дальности плавания контракт не выдержали, на экономическом ходу дальность хода составила 7600 миль. В целом корабль показал хорошую мореходность. Строился он для Средиземного моря, но судьба забросила его на Тихий океан. «Босфор» неоднократно выдерживал свирепые шторма северных районов, совершал дальние переходы.
Моряка проект оценивали как хороший, но не то, что надо. Получился приличный европейский линкор, вполне на уровне других «35-тысячников», максимум того, что можно было втиснуть в лимит водоизмещения. Однако, уже в середине 30-х годов понимали, приличный линкор должен быть водоизмещением не менее 45-50 тысяч тонн стандартного.
Много вопросов вызывало артиллерийское вооружение корабля. Четырехорудийные установки оказались удобными в обслуживании и достаточно легкими, если сравнивать с парой двухорудийных башен. Попадание снаряда в башню с пробитием брони выводило из строя только одну пару орудий. Но затопление погреба или повреждение барбета разом выводило из строя половину артиллерии корабля, что и случилось в Алеутском сражении.

В части бронирования «Босфор» выглядел прилично. Пояс и палуба надежно защищали погреба, машины, котлы и боевые посты. Трубы подачи боезапаса и башни универсального калибра защищены слабее,
Несмотря на скромные габариты, корабелы втиснули в проект два КДП главного калибра и 4 ПУАЗО. Недостатком проекта можно считать отсутствие торпедных аппаратов. Впоследствии, осенью 40го года на верфи в Константинополе на корму корабля установили два трехтрубных торпедных аппарата. Установка открытая. Системы централизованного управления торпедной стрельбой не ставились. Наведение автономные, силами торпедистов. Предназначались исключительно для стрельбы по транспортам.
О недостатках зенитного вооружения говорить нечего. Общая беда всех флотов межвоенного периода. С началом войны зенитное вооружение постоянно усиливалось. «Эрликоны» заменили на современные 20мм автоматы. Зенитки добавлялись на все свободные площадки и надстройки. В 46-м году на корабле стояло 46 – 47 мм и 24 - 20мм установок.
Универсальные 130/45 мм установки имели хорошие углы обстрела и высокую скорость наводки. Из-за задержек с освоением и производством, на корабль их поставили только в 37м году. Линкорная установка получилась тяжелой, в первую очередь благодаря бронированию башни в 50-75мм. Аналогичные установки для тяжелых авианосцев и эсминцев выпускались в башнях и полубашнях с противоосколочным бронированием до 15мм. Использование в комплексе с современными ПУАЗО делало установки хорошим оружием ПВО. По надводным целям они тоже были весьма эффективны. Тем более, в боекомплект входила широкая номенклатура снарядов, от гранат с дистанционной трубкой, до бронебойных, фугасных, осветительных, зенитных повышенной поражающей способности.
Несмотря относительно тонкий пояс, броневая защита «Босфора» прекрасно себя показала. В сражения у Алеут корабль получил более десяти 14” и 16” снарядов, не считая 127мм. Линкор сильно осел, вторая башня не работала. В первой башне действовали только три орудия. Половина башен универсального калибра выбита. Корабль принял 6 000 тонн воды. Однако, после боя он самостоятельно дошел до Японии, а затем после экспресс-ремонта, пришел во Владивосток. Только в родном порту «Босфор» встал в док.

"Босфор" прикрывает конвой на Кадьяк.

Этот корабль был первым русским линкором с развитой ПМЗ. Були считались хорошей защитой от торпед, но на практике ПМЗ «Босфора» испытать не пришлось. В отличие от других русских линкоров, ему потрясающе везло уворачиваться от торпед.
Главным недостатком линкора была его уникальность. Четырехорудийная башня не прижилась на русском флоте. Следующая серия кораблей «Слава» и «Цесаревич» строилась в условиях отказа от каких-либо договорных ограничений и получила классические три трехорудийные башни. На Средиземном море «Босфор» из-за его характеристик и скорости выделялся в отдельное соединение имени самого себя. В первую очередь, чтоб не связывать современный корабль дивизией весьма тихоходных и посредственных «Императоров». Он выделялся из строя.

В сражении у Орана «Босфор» оторвался от «Николая первого». Эскадренное взаимодействие у него решительно не получалось. Несмотря на успех сражения, многие ставили в укор контр-адмиралу Заславскому, что он не догнал «Малайю» в сумерках. При этом действия командира эскадры были признаны верными: он не мог бросить старый тихоходный линкор в условиях тактической неопределенности.

Британская эскадра у Орана

После войны корабль вернулся на Средиземное море. Опять в роли флагмана и единственного тяжелого корабля флота. Пережил серьезные модернизации. На слом изношенный корабль отправился в семидесятых годах. После Великой Океанской Войны новые линкоры не строились. Старые же сохраняли в строю максимально долго. Мощное артиллерийское вооружение оказалось великолепным инструментом в локальных конфликтах и колониальных войнах. А сами тяжелые величественные корабли демонстрировали статус мировой державы в политике канонерок.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…