and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

РБВЗ-26 «Рижанин». Русская «корзинка с батоном» от «Авиабалта».

Разработка универсального бомбардировщика-торпедоносца велась на Петербургском заводе РБВЗ с 34го года. Главный конструктор Сергей Шилов. В основу проекта положили непрошедший в серию тяжелый разведчик. Конструкторское бюро «Авиабалта» серьезно переработало машину. Самолет приспособили к работе с авианосца, усилили конструкцию, увеличили боевую нагрузку.

Первый полет РБВЗ-26 совершил в 1935м году. В серию пошел с 37го года. Испытания на учебном авианосце «Роон» выявили недостатки конструкции, низкую устойчивость на бреющем полете. Доработка не заняла много времени. В основном изменения коснулись профиля крыла и дополнительной защиты мотора, протектирования бензобаков. Повторные опыты провели уже на Севере, с палубы «Наварина». Полеты прошли удачно. Флот сразу заказал 300 машин. Затем пошли дополнительные заказы.
«Рижанин» самолет переходного периода, биплан конца эпохи бипланов. Тихоходный, со слабым вооружением, на начало 40-х годов считался морально устаревшим. Однако, заменить его было нечем. Машина входила в состав авиаотрядов всех русских авианосцев, использовалась как торпедоносец, горизонтальный бомбардировщик, разведчик.
Конструкция характерная для своей эпохи. Дерево-металлический каркас. Обшивка березовый шпон, обтянутый полотном. Кабина двухместная, открытая. Крылья складывались.
Полная взлетная масса – 4300 кг.
Двигатель воздушного охлаждения – 790 л.с.
Скорость полета до 240 км/ч.
Дальность 1600 км.
Оборонительное вооружение один пулемет в кабине штурмана. Второй синхронный над двигателем смещен вправо.
Бомбовая нагрузка до тонны или одна авиационная торпеда 457 мм.
Экипаж два человека. Штурман исполняет обязанности воздушного стрелка и радиста.

Несмотря на весьма скромные характеристики, самолет выпускался до 43го года. Всего было построено 1200 машин. В начальные период войны «Рижанин» входил в знаменитое трио русской палубной авиации: «Сапсан», «Рижанин» и «Баклан» - истребитель, торпедоносец и пикировщик. Двигатель воздушного охлаждения служил хорошим щитом для летчиков. После аварийного приводнения самолет какое-то время держался на воде, этого хватало чтоб спастись экипажу.
С конца 42го года на вооружение тяжелых авианосцев стали поступать современные цельнометаллические торпедоносцы. На эскортных авианосцах и в береговых полках «Рижане» служили до 44го года. Около 70-и машин поступило на вооружение Кригсмарине. На немецких авианосцах они служили под именем «Baltikum» или «Russisches Baltikum».

Все годы своей службы «Рижане» служили источником головной боли штабных офицеров эскадр и командиров авиаотрядов, так как из-за низкой скорости от них всегда отрывались истребители сопровождения, а к точке сбора они выходили позже торпедоносцев. С самообороной у них тоже дело обстояло очень плохо. С 41го года пулемет в задней точке стали заменять на 12,7 мм, но пользы от этого было мало. Однако, самолет был достаточно прочным, часто возвращался на авианосец с буквально изрешеченными плоскостями и фюзеляжем, пробитыми цилиндрами мотора.
Как основной русский палубный торпедоносец "Рижане" отметились практически во всех морских сражениях начального периода Великой Океанской Войны. Так в первом срежении за Фарерский барьер именно торпеды с "Рижан" тяжело повредили "Худ", "Лайон" и "Илластриес". Торпедоносцы отправили на дно "Фьюриес". В бою у Кадьяка комбинированная атака отправила на дно "Лексингтон", решающую в судьбе корабля поставили пять авиационных торпед.
Tags: ВОВ
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments