and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Вашингтонский договор и кризис русского флота.

Не успели отгреметь последние залпы войны, как для русского флота наступило сложное время. Пришла пора собирать камни и проводить серьезный разбор всех военных неудач. Славные победы не спасли моряков, не заслонили собой весьма серьезные проблемы русского флота. Фактически самые серьезные потери флот понес не в боях, а в послевоенное время. Не спасла и любовь императора к кораблям. Положение страны на начало 1918 очень сложное, бюджет трещал по швам, тяжелым бременем на страну легли военные долги, по большей части внутренние. Сильно оскудел золотой запас.


Выводы по итогам войны для императорского флота были весьма неутешительны. Хуже того, прозвучала серьезная критика в адрес кораблестроительной программы, стратегии развития флота и самих корабелов. Император высказал сильное неудовольствие сроками строительства кораблей. Вердикт: все надо делать заново и правильно.
Фактически большую часть войны основные силы флота бесцельно маневрировали за МАП. Основная нагрузка легла на легкие силы. Второе и третье Моонзундские сражения еще раз продемонстрировали фатальные ошибки проектировщиков линкоров. Была в этом и вина технического заказчика. В бою с примерно равным противником «Полтава» и «Гангут» получили серьезные повреждения с пробитием брони.

Отсутствие в составе флотов современных турбинных крейсеров сильно ограничило боевые возможности эскадр. Война выявила недостаточный акцент на легкие силы и упущение в части строительства специализированных тральщиков.
Уже в начале 18го года запущен процесс вывода из состава флота всех морально устаревших кораблей. На прикол поставили все «реликты времен оных», даже еще вполне годные и боеспособные. Безжалостно резали броненосцы, списывали крейсера и угольные эсминцы. Под секвестр попали многочисленные, но мало боеспособные подводные силы. Вывели из состава флота все гидроавианосцы. Часть старых эсминцев переклассифицировали в сторожевики.

Больше повезло кораблям ФСЛО, их нечем было заменить, потому на севере задержались с отправкой «обломков былых эпох» на слом. Однако, ненадолго. Сибирскую флотилию чистили по мере перехода новых кораблей с Балтики и Средиземного моря.
В Романове-на-Мурмане крейсер «Аскольд» поставили на вечную стоянку и превратили в музей. Подобная судьба постигла «Рюрик». Заслуженный флагман Эссена встал на Неве напротив Биржи и Зимнего.
Линкоры «Андрей Первозванный», «Павел Первый» и «Иоанн Златоуст», крейсер «Адмирал Макаров» переоборудовали в учебные корабли. На них сократили артиллерию вспомогательных калибров, сняли часть брони, оборудовали дополнительные кубрики и учебные классы для гардемаринов.
По итогам раздела немецкого флота, Россия получила два крейсера, 6 эсминцев, 10 тральщиков и 6 подводных лодок. Все эти корабли перевооружили на русские артсистемы. Кроме того, на Черном море Россия удержала за собой трофейные «Афон» (Гебен) и «Прут». Если турецкий крейсер отправили на слом в середине 20х, то изношенный заслуженный линкор сохраняли в строю.
Финансовое положение России после войны неутешительно. Бюджетный секвестр ударил не только по армии, но и по флоту. Все программы заморожены. Ради сохранения судостроительной промышленности достраивают ранее заложенные, в высокой степени готовности корабли. Новые заказы выдаются только на малые корабли минных сил. В борьбе за бюджет Николай Второй «зарезал» достройку четвертого линкора типа «Измаил».
На начало двадцатых серьезно рассматривалась идея вывода из состава флота балтийских 12-и дюймовых линкоров. Идея весьма здравая. На фоне британских супердредноутов и новейших американских линкоров выглядели они весьма блекло. Фактически «Севастополи» являлись линкорами только против французских и итальянских кораблей. Другое дело, заменить их было нечем. Реально в составе флота только два нормальных линкора. На новые нет денег. В двадцатые годы строили только эсминцы. Даже проекты новых крейсеров после достройки восьмерки «Светлан» отложили на конец десятилетия.

Вашингтонская международная конференция реально отвечала интересам всех ключевых участников, одновременно не соответствуя интересам никого. Такой нюанс международной политики. Соглашения были компромиссом между желаниями и возможностями.
Тон на конференции задавали США. Пусть американцы успели вступить в войну, но они опоздали принять в войне участие. На Парижской конференции американская делегация не играли никакой роли. Все вопросы переустройства Европы решали между собой европейцы. Однако, США вышли из войны мировым кредитором, это приходилось учитывать.

Русскую делегацию в Вашингтоне возглавлял граф Игнатьев Алексей Алексеевич. Не слишком гибкий умом, дипломат, тем не менее, умел жестко держать позиции. Это от него и требовалось.
Наибольший шум царил вокруг военно-морских соглашений, тогда как наиболее серьезным вопросом был Китай. Россия и Япония чувствовали угрозу своим интересам на этой территории, но были вынуждены пойти на формальные уступки. Все же, всем участникам пришлось подписаться под заявлениями уважения суверенитета, территориальной целостности Китая, согласиться на принцип «открытых дверей». Единственное, по настоянию русской делегации в итоговый документ включили требование уважения и защиты интересов всех народов Китая. Китайская делегация была резко против, но кто их слышал?
Параллельно главным баталиям, в кулуарах граф Игнатьев провел переговоры с японцами касательно Маньчжурии. Было получено полное взаимопонимание касательно свободы обеих сторон усиливать свои гарнизоны и военизированные негосударственные формирования в своих зонах интересов. Впоследствии эти договоренности легли в основу новых пунктов к Договору 16го года. Японцы подтвердили и свой нейтралитет в отношении свободного волеизъявления народов Северной Маньчжурии, Внутренней Монголии и Восточного Туркестана.

Военно-морское соглашение, оно же «Договор шести держав».
Договорные соотношения сил флотов вполне себе реалистичны. Фактически они отражали реальный баланс сил. 5: 5: 3: 3: 1,75: 1,75.
В результате тяжелых переговоров, японская делегация выбила себе право на 11 линкоров. В дополнение к «Нагато» и «Муцу» страна могла достроить «Тоса». Это под предлогом противостояния «русской угрозе». Фактически, под давлением США и Англии Японии увеличили лимит за счет России.

Русская делегация пошла на уступку, получив право на замену двух старых линкоров на новые уже с 1928го года. Именно этот срок спрогнозировало министерство финансов, как рубеж с которого появятся средства на серьезное усиление флота. Были выторгованы льготы по другим позициям.
Всего договорные русские линкоры:
«Измаил», «Бородино» 2х 33 000 тн = 66 000
«Петропавловск», «Севастополь», «Гангут», «Полтава» 4х23 000 тн = 92 000
«Екатерина Великая», «Александр третий» 2х 23 000 = 46 000
«Николай первый» 25 000 тн
«Афон» 19 000 тн
Учебные корабли: «Павел Первый», «Иоанн Златоуст», «Андрей Первозванный» 3 х 12 000 тн = 36 000
Всего: 284 000 тн. И 10 линкоров.

Лимит 300 000 тонн.

Неиспользованное водоизмещение Россия могла выбрать на замену двух линкоров до конца действия договора.
Лимит водоизмещения на авианосцы у России 90 000 тонн. В это водоизмещение уже входит перестраивающийся «Наварин». Кроме того, Россия может достроить как авианосец «Кинбурн». Равно как и другие участники: у страны есть право на перестройку двух линкоров.

В части легких сил у России суммарный лимит 340 000 тонн. Аргументировалось это необходимостью держать силы на четырех изолированных ТВД. Так же Россия не могла концентрировать на Тихом Океане более шести линкоров одновременно.
Что касается ограничений на расширение ВМБ и укреплений, то России это не касалось за неимением островных владений.

Защитив свои права на большой флот, Россия попала в другую ловушку. Теперь пришлось положить под сукно все планы замены старых линкоров. Как минимум до 1934го года. С этого времени истекал срок службы балтийской четверки.
Да, у России есть право на замену двух линкоров раньше истечения срока службы, но появляется нюанс. Первым однозначно надо отправлять в утиль порядком изношенный и слабый «Афон». Но запаса договорного водоизмещения хватит только на один корабль в 35 тысяч тонн водоизмещения. Впрочем, когда пришло время, русские с блеском выпутались из этой ловушки.

"Босфор" в море.

Tags: ВОВ
Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments