and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

"Сапсаны" над палубами.

Палубный истребитель И-80 К «Сапасан».

Машина принята на вооружение в конце 1938го года. Но первые партии начали поступать на флот только в середине 39го.
Изначально разрабатывался в рамках конкурса Военного Ведомства от 1936го года на новый фронтовой истребитель. «Московское Механическое Товарищество», испытывая проблемы с дальнесрочными заказами, вложило в разработку серьезные ресурсы. Так главным конструктором над И-80 стал господин Поликарпов, на тот момент один из ведущих разработчиков предприятия и отец массового истребителя-бомбардировщика И-53 «Чайка».
Проектирование шло быстрыми темпами. Тем более, на пятки наступали конкуренты. Так Петербургское отделение РБВЗ шло с очень перспективным проектом истребителя с мотором жидкостного охлаждения. Вмешался случай. После Рождества 1936го года в дирекции общества получили информацию, что флот заинтересован в новом истребителе. В 30е годы прогресс шагал вперед семимильными шагами. Машины устаревали за считанные годы. В Военном Ведомстве метались из стороны в сторону не в силах уследить за модными тенденциями.
После разговора с директорами, КБ Поликарпова переработало концепцию самолета. Изменили центровку, усилили фюзеляж. Организованный МГШ конкурс 1937 фактически прошел формально. ММТ выставило уже готовую разработку. Получивший общеимперский индекс И-80 самолет уже совершил первый полет. Закончившийся аварией, надо добавить.

Конструкция самолета композитная. Дюралевые каркас, моторный отсек и кабина. Обшивка из шпона с полотняной обтяжкой. Применялись детали из дельта-древесины. В целом нормальный уровень русского авиапрома конца 30-х годов. Дюралюминий использовался свой, но для удешевления серийных машин, его экономили, максимально применяя эрзацы в неответственных конструкциях.
Мотор воздушного охлаждения, звездный, с редуктором, мощностью 1250 л.с. Винт с регулируемым шагом.
Взлетная масса 2 600 кг.
Максимальная скорость на высоте у серийных машин 580 км/ч
Скороподъемность 17 м/с.
Дальность полета 1100 км или 600 морских миль.
Вооружение: 2 х 12,7 мм пулемета БС Ковровского государственного завода. 2х 7,62 мм авиационных пулемета в обтекателе мотора.
Ракетно-бомбовое вооружение не предусматривалось.

Отладка машины шла тяжело. Фактически после первых образцов пришлось пересчитывать силовую схему и еще раз менять центровку. Флотские испытания машина прошла в ноябре 1938го года на полигоне под Гатчиной и в Крыму на учебном авианосце «Рон». Зато завод сразу получил заказ на 500 машин. МГШ решил сразу перевооружить все авианосцы на новый истребитель. После приемки заказчиком, самолет получил название «Сапсан». По одной из версий, имя машине дал император Алексей Второй во время посещения заводского аэродрома летом 38го. Однако, в переписке ММТ с заказчиком, имя «Сапсан» встречается уже с конца 37го года.
Самолет получился хорошим. Скоростной палубный истребитель с приличным для своего времени вооружением. Летчики отмечали хорошие маневренность и тяговые характеристики на вертикали. Так же «Сапсан» зарекомендовал себя надежной и очень прочной машиной. Немаловажно – машина получилась очень легкой и компактной. При этом самолет обладал приличной дальностью полета. Из-за задержек с освоением, в серию он пошел только во второй половине 39го года. Подкузьмило моторостроительное отделение товарищества.
Первым новые истребители получил авианосец «Наварин» Северного флота. Следом переоснастили «Двенадцать апостолов». Тихоокеанский флот получил «Сапсаны» последним, так «Чесма» только после перехода в Романов-на-Мурмане по Севморпути осенью 1940го года.
«Сапсан» ставился на вооружение не только палубных авиаотрядов, но и поступал в полки морской авиации берегового базирования флотского подчинения. Эти части традиционно рассматривались как оперативный резерв для авианосцев. А первые сражения показали, что в одном бою можно потерять половину авиаотряда. Впрочем, у англичан потери бывали еще больше. Так в первом сражении за Фарерский барьер британские авианосцы за один день лишились 70% своей авиации. У русских всего лишь 30% и по большей части ударные самолеты. Но и это очень много. Поредевшие авиаотряды требовалось пополнять за считанные дни стоянки и оперативного ремонта в порту.
Этот самолет закупал не только флот, но и армия. Упрощенная модель без посадочного крюка и механизмов складывания крыла. Однако, заказ армейцы выдали не большой. Армейскому командованию больше приглянулись машины конкурентов. Истребители с моторами жидкостного охлаждения показывали большую скорость.

Самолет широко применялся в первых сражениях Океанской Войны на Европейских ТВД. Да, машина хорошая. Особенно, если сравнивать с английскими палубными истребителями. Англичане долго не могли разработать и внедрить приличный палубный моноплан с достаточной скоростью. Но при столкновениях с базовой авиацией противников, все было не так однозначно.
Завод занялся доработкой машиной уже после первых отзывов с палуб. В конце 40го года в серию пошел «Сапсан-2». От базовой модели самолет отличался большей технологичностью и «вылизанными» профилями несущих конструкций. Вся экономия веса пошла на бронирование. На этой модели усилили бронеспинку пилота, фонарь остеклили бронестеклом, добавили дюралевые пластины в конструктив кабины.

Первые бои выявили и недостаточное вооружение самолета. Против палубных самолетов и аэродромных истребителей две «березы» были хороши. Мощный пулемет с серьезным патроном. Однако, против тяжелых бомбардировщиков этого было мало. Да и в схватках истребителей аргумент калибром побольше не помешал бы. Летчики требовали ставить на серийные самолеты пушки. Проблема технически решаемая, но именно на 40-й год Ковровский завод был завален заказами на авиационные 20мм пушки по самое не могу. Тем более как раз в это время внедрялась новая пушка конструкции Березина под мощный патрон.
Со следующего года заказ вырос еще больше, но в работу включились крупные частные заводы. Они и вытянули на своих мощностях эту войну.
«Сапсан-3» и пошел в серию с 41го года. Отличался заменой пулеметов БС на пушки АПБК-20 Ковровского завода конструктора господина Березина. В конце 1941го года выпуск «Сапсанов» прекратился. Со следующего года в серию пошел знаменитый «Кречет» первоначально разработки РБВЗ, но выпускавшийся на многих других заводах, в том числе и на предприятиях ММТ.
С палуб авианосцев «Сапсаны» окончательно исчезли летом 42го года, но в береговых полках отдельные машины стояли на вооружении до 47го года. Всего выпуск составил 2800 машин в палубном и береговом исполнении всех трех серий.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment