and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Category:

Русский тип танка -3

Продолжение...
После затягивания поясов 20-х годов, армия в следующем десятилетии наращивала численность. Версальский мир подходил к своему логическому концу. Да и Петербург, вернувший с подачи Алексея Второго свое исконное имя, приложил руку к грядущему переделу Европы и мира. Россия старалась не повторить старых ошибок и активно готовилась к будущей войне.
Армия выставила на конкурс 1938го года техзадания на целую линейку машин.
Легкий танк разведки и сопровождения. Масса до 6 тонн. Экипаж 3 человека. Орудие – автоматическая пушка 25мм в башне. Броня должна выдерживать обстрел из крупнокалиберного пулемета. Желательна способность форсировать водные преграды сходу.
Пехотный танк. Масса до 14-15 тн. Экипаж 4-5 человек. Башенное орудие не менее 47 мм и два пулемета. Бронирование должно противостоять огню 37мм ПТО. Приветствуется устойчивость против 47мм. Возможность перевозки на трале с серийным тягачом.
Большой крейсерский / средний танк. Масса до 25 тн. Экипаж 5 человек. Орудие не менее 76мм, 2-3 пулемета с круговым обстрелом. Бронирование противоснарядное. Конструкция с вращающейся башней или закрытой рубкой на выбор. Так как танк планируется на замену БТК, в ТЗ вписан гарантированный марш в 500 км без поломок с возможностью вступить в бой сразу после марша без подготовки. Скорость по грунтовой сухой дороге не менее 50 км/ч.
Штурмовой танк. Первый заказ на тяжелый танк прорыва. За неимением опыта создания и эксплуатации таких машин, армейцы попытались втиснуть в задание свое видение, во многом подчерпнутое из художественной литературы и зарубежного опыта.
Масса до 40 тонн. Бронирование 80 мм и выше. Длинноствольное орудие не менее 85мм. Требуются сильный фугасный снаряд и бронепробиваемость до 100 мм. Вспомогательное вооружение автоматические пушки и пулеметы должны обеспечить круговой обстрел. Устойчивость к артиллерийскому обстрелу полкового калибра и способность выдерживать огонь танковых орудий массовых европейских машин. Недопустимо разделение экипажа на несколько боевых отделений. На бортах и над МТО противогранатные сетки.
Габариты ограничены требованиями беспроблемной перевозки по железной дороге. Дальность хода на одной заправке до 150 км. Размещение орудия в башне не обязательно. Русская армия в 38м году еще не пришла к пониманию необходимости вращающейся башни. Даже не установилось четкое деление на танки и САУ. Все гусеничные бронемашины формально именовались «танками».
Ко всем претендентам на конкурсе предъявлены требования установки дизеля (страна испытывала некоторый дефицит бензина, но зато нефтеперегонные заводы завалили рынок приличным солярным маслом), обязательна надежная голосовая рация с устойчивой связью на 15 км, жесткая унификация по ГСМ. Заранее обговаривался открытый патент с правом передачи техдокументации на другие заводы по выбору военного ведомства.
Победителям гарантировался хороший заказ на серии от 300 машин и больше. Откликнулось больше дюжины заводов, и не только автомобильные, тракторные и большие механические концерны, но даже кораблестроители. Так Балтийский завод вошел в консорциум с Путиловским ради совместной разработки штурмового супертанка. РБВЗ объединил усилия конструкторов нескольких отделений.
Проект и рабочий образец сверхлегкого танка дал даже Таганрогский авиационный завод «Лебедь». Последняя разработка исключительно интересна. Так бронекорпус из алюминиевых сплавов, трансмиссия гидравлическая с автоматической коробкой, мотор хоть и авиационный, но дефорсированный, вылизанный до предела с фантастической надежностью. Отклонили проект исключительно из-за цены. Алюминиевый корпус и автоматическая коробка показались дороговаты. Были сомнения и в возможности организовать надлежащее обслуживание машины в полевых условиях. Последнее больше надуманное.

Наибольший интерес представляет конкурс на тяжелый танк. Промышленники наглядно показали, что видят перспективы танкостроения дальше военных спецов. Так почти все предложенные модели были башенные. Внимание к конкурсу намеренно разогревали из политических мотивов. Наиболее жуткие монстры фотографировались во всех ракурсах. «Вызывающие доверие источники» из военного ведомства сливали в прессу ТТХ чудищ и планы выпуска.
Благодаря этим мерам, во Франции реально считали, что русские уже завтра поставят на конвейер многобашенные супертанки с противоснарядным бронированием и массой до 100 тн. В реальности все было не так фантастично.
Мода на безбашенные машины прошла. Только РБВЗ выставил на конкурс артштурм со 102мм морской зениткой в рубке. Закованное в толстую броню чудовище шустро ползало по полигону и демонстрировало потрясающие результаты на стрельбах. Превращенная в танковое орудие зенитка сохранила высокую точность огня на настильной траектории и приличную скорострельность. Орудие давало возможность «закупоривать» амбразуры ДОТов с трех километров гарантированно. Хуже было с окопами. Высокая скорость снаряда и настильная траектория играли в минус.
Детище РБВЗ прошло отборочный тур. У этой машины были все шансы на победу, но вдруг генштаб захотел чисто башенную машину. На решение повлияли результаты конкурса на средний танк. Вопрос себестоимости не стоял, в разумных пределах. Недостатки башенного расположения не играли той роли, что раньше, но зато на первое место вышли маневр огнем и способность к круговому обстрелу.
Консорциум Балтийского и Путиловского заводов работал не с чистого листа. Конструктора учли весь опыт мирового танкостроения. Как и раньше, влияние оказали британские модели. Многое позаимствовали у немцев. Идея проста – взять рубку со всеми ее достоинствами и заставить вращаться. Так пришли к большой башне.
«Мастодонт» построили с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. Корпус и башня сварные. Листы с наклоном. Ходовая часть закрыта дополнительными экранами. Башня шестиугольная. Подвеска торсионная. В боевом отделении три члена экипажа. Мехвод и стрелок-радист расположились в носу машины.
Масса машины 46 тонн. Броня корпуса 75мм, башни 75 мм. Дизельный мотор в 500 лс обеспечивал скорость до 35 км/ч. Орудие 85 мм, три пулемета.

Танк формально вышел за лимит массы, как и все прошедшие отборочный этап образцы. Но позволял перевозку на стандартной железнодорожной платформе, показал приличную подвижность и проходимость. Танковое орудие Обуховского завода било сильным фугасным снарядом и комплектовалось хорошими прицелами. Размещение экипажа нареканий не вызывало. Командир даже с выключенным ТПУ мог управлять экипажем в бою. Бронирование гарантировало защиту от всех серийных ПТО иностранных держав.
По результатам конкурса победителями назвали путиловский «Мастодонт» и САУ-102 РБВЗ. Штурмовую самоходку заказали серией из 100 машин. Танк же отправили на доработку. Армейцам не понравились плохой обзор из машины. Возникли вопросы к трансмиссии. Заводам посоветовали облегчить машину. Бортовые экраны потребовали сделать легкосъемными. При марше по грунту, под экраны набивалась грязь и блокировала ходовую. Выявили ошибки компоновки, так танковая рация не вмещалась в свое гнездо. Конструкция боеукладки вызывала у танкистов только маты.
После доводок и испытаний машина пошла в серию весной 1940 с армейским индексом ШТ-1. Первоначально шла речь о заказе 300 штук, но начавшаяся мировая война внсла свои коррективы. Путиловцам предложили выдать 300 машин только в 1940м году и еще столько же в 1941м.
После доработок масса танка уменьшилась до 43 тонн. Лобовая броня 75 мм. Борт уменьшили до 50 мм. Мощность дизеля упала до 480 л.с., за счет этого вырос ресурс. На подвижности и проходимости это не сказалось. Компоновку доработали, как смогли. Улучшили триплекс мехвода. Доработали наблюдательные приборы командира и наводчика. Люк мехвода с лобового листа перенесли на крышу корпуса. Бортовые экраны сделали складными на шарнирах.
Первые «Мастодонты» пошли в войска в апреле 40го. Во Францию их не отправляли из соображений секретности. Зато две роты отметились в Мосопотамии и Египте. В дальнейшем, они попали в Англию. Участвовали в боях за Карибы. Всего с 1940 по 1942й годы было выпущено 730 машин. С производства «Мастодонт» сняли после того, как на финальную прямую вышли работы по проектированию более мощного и надежного «Мамонта».
Отзывы из частей поступали весьма противоречивые. С одной стороны «Мастодонт» продемонстрировал потрясающую защиту и силу огня. Пехота с удовольствием шла с ними в атаку. Танковое орудие прекрасно расковыривало оборону противника. При столкновении с танками противника, «Мастодонды» решали проблемы с дальней дистанции, выбивали даже толстокожие «Матильды».
Другая сторона медали это масса. Штурмовые танки добавляли головную боль командирам на марше по сложной местности. Не все мосты держали эту машину. Возникали постоянные проблемы с погрузкой и выгрузкой на ж/д платформы. Трансмиссия оказалась весьма привередливой к качеству масел. Приснопамятные бортовые экраны только мешали, танкисты снимали их при первой возможности.
На базе ШТ-1 выпускали несколько типов САУ с орудиями от 102 до 152мм. Строились мелкие серии мостоукладчиков, саперных машин, эвакуаторов, прорывателей заграждений.
Конкурс на пехотный танк неожиданно выиграли харьковчане. Они отказались от заделов по БТК и разработали совершенно новую машину.
Масса 15 тн. Экипаж 4 человека, из них трое в башне. Бронирование лоб 45 мм, борт 37мм, башня 50-30 мм. Вооружен 47мм пушкой, 2 пулемета. Дизель 250 л.с. скорость 40-50 км/ч. Запас хода до 300 км.
Подвеска торсионная. Двигатель и трансмиссия в носу. Ведущие катки передние. Башня сварная смещена к корме. Броневые листы с наклоном. Длинноствольная танковая пушка обладала хорошим бронебойным действием. Фугасный снаряд слабоват, годен только против полевых укреплений.
Т-25 пошел в серию уже с первых месяцев 39го года. К Рождеству успели выпустить и сдать 240 машин из 1000 заказанных. В войсках его осваивали быстро. Машина показала себя надежной. Вооружение и броня в первых сражениях войны считались удовлетворительными.


Конкурс на крейсерский танк закрыли. Предложенные машины не удовлетворяли требованиям армейцев. Пока шел конкурс, изменилась политическая обстановка в мире. Военное ведомство пришло к выводу, что надо много и сейчас, а после войны все придется делать заново. В очередной раз из стороны в сторону.
Легкую машину заказали Нижегородскому автомобильному.
Танк Т-27. Масса 6 тн. Экипаж 2 человека. Броня 15-25 мм. Вооружен 20 мм автоматической пушкой. Один пулемет. Двигатель карбюраторный 86 л.с. скорость 40-45 км/ч. Запас хода 450 км. Подвеска торсионная. Бронирование наклонное. Корпус герметичный, гребной винт. Танк может форсировать незначительные водные преграды вплавь.
Машина выиграла конкурс не смотря на отступления от техзадания. Но бензиновый двигатель ставился серийный от грузовика, мотор и агрегаты отработанные промышленностью, надежные, два члена экипажа справлялись с машиной, 25мм автоматическая пушка еще разрабатывалась. Нижегородцы взяли ценой и гарантией быстрого разворачивания массового производства. До конца 1939 выпустили 200 машин.
Танк предназначался для разведки, усиления казачьих частей, защиты колонн на марше. Машина получилась компактная и удобная. Простая в управлении автоматическая пушка с ленточным питанием в бою обслуживалась одним человеком. Автомобильные агрегаты оказались надежными. Полуавтоматическая трансмиссия облегчала труд мехвода. Там где Т-27 использовали правильно, нареканий на них не было.

Таким образом, до конца 39го года русская армия получила 2540 чистых танков, включая сверхлегкий Т-24, не считая давно устаревших и списанных «Рено-17». К началу мировой войны, в штате их осталось 2240 штук. Последняя цифра ориентировочная. По отчетности есть вопросы. Так планировались к списанию еще 200 машин, как изношенные и выработавшие ресурс. Не учитываются единичные и мелкосерийные экспериментальные машины, боеготовность которых под большим вопросом. Отдельно считались танки морской флота и пограничной стражи.
Для такой страны как Россия совершенно незначительное количество. Со стороны можно было подумать, танковых войск у армии нет вообще. Однако 2000 танков были только частью бронетанковых сил страны, основу которых составляли на конец 1939го года 3600 «осликов» и «быков». Выпущено самоходов было больше, здесь учитываются только стоящие в строю на начало войны. К ним добавляются 1200 бронеавтомобилей включая пушечные. И опять, это все не считая многочисленных машин обеспечения, на которых и держалась вся механизация армии.
То есть, армия имела 6 800 боевых бронемашин. На фоне других европейских держав весьма достойно. Другое дело, механизированные и казачьи части разбросаны по огромной территории от Галиции до Дальнего Востока, включая гарнизоны в подконтрольных полуколониях. Проблема усугублялась недостаточно развитой железнодорожной сетью страны. Многие магистрали были однопутными. Северо-Байкальская дорога только строилась. Темпы строительства новых железных дорог снижались и никогда уже не достигали рекордов «золотого времени» начала века.
Структура механизированных частей в дальнейшем неоднократно менялась. По немецкому опыту в Польше русские реорганизовали свои механизированные дивизии в танковые, что выразилось усилении их двумя дополнительными танковыми батальонами.
Фирменным русским знаком стало включение в роту-батальон машин нескольких типов. Даже элитные тяжелые танковые батальоны прорыва имели в своем составе роты легких или средних танков. При правильной организации боя у хороших офицеров это помогало. Каждый взвод действовал в наиболее удобных для него условиях и выполнял специализированную задачу. Тяжелые истребители не отвлекались на пехоту, а легкие САУ защищались толстокожими собратьями.
Однако, при неудачном стечении обстоятельств разнотипность машин играла против русских. Так в сражении при Хаттине слабая подготовка флангового удара привела к большим потерям в механизированных частях. БТК не смогли сходу прорваться к позициям британской артиллерии, а «осликам» огневой поддержки мешали свои собственные артштурмы и Т-19. Пехота не успевала развернуться. Танковый контрудар британцев окончательно смешал боевые порядки наступающих. От полного разгрома русскую колонну спасла только авиация.

В годы войны выпуск танков наращивался. Ставились на конвейер новые машины, модернизировались старые. Разогнавшаяся промышленность обеспечивала не только потребности своей армии, но и поставляла танки союзникам. В 1944м темпы выпуска пришлось притормозить. Тупое наращивание численности бронегренадерских дивизий без возможности перебросить их на ТВД пользы не несет, а только создает проблемы. Практически прекратилось производство шасси под «ослики», «быки» и специализированные машины. В самоходы массово переделывались устаревшие танки.

Как всегда все предвоенные планы пошли насмарку. Но бронегренадерские части внесли свой весомый вклад в победу. После войны армию ждало очередное сокращение. Коснулось мероприятие и танкистов. Совершенно новые машины выпуска 45-46 ставили на консервацию или резали на металл.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment