and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Category:

Русский тип танка-2

Продолжение....

Сильное влияние на русское танкостроение и полевую тактику оказал танк Кристи. Покупке лицензии на машину поспособствовало увлечение крейсерскими танками. Армейское руководство заинтересовалось идеей танка сопровождения, машины с хорошим запасом хода для азиатских ТВД.
Харьковчане очень удачно договорились с разработчиком, быстро доработали машину, поставили вооружение и продемонстрировали получившийся БТК-1 комиссии генштаба уже в 1931м году.
Характеристики машины: масса 11 тн, экипаж 3 человека, броня 15 мм, двигатель 340 л.с., скорость по шоссе на колесном ходу до 70 км/ч. Вооружение 1-37мм., 1-пулемет. Колесно-гусеничный привод позволял осмысленную переброску танков своим ходом в пределах фронта, сопровождение казачьих частей, участие в глубоких прорывах с механизированными полками. Почти все БТК шли в казачьи дивизии и отдельные бронегренадерские бригады. Пехота их практически не получала.
В серию машину запустили в 1932м году. В нескольких модификациях выпустили 840 танков.
Танк получился простым в обслуживании. Ремонт зачастую сводился к замене агрегатов в полевых условиях. Фирменная пружинная подвеска обеспечивала хорошую плавность хода, но она же усиливала вибрацию корпуса при стрельбе. За неимением лучшего строился танк до 1939го года. Модель БТК-3 в серии с 1934го вооружена 47мм пушкой. БТК-5 выпускался с 1936го, с чисто гусеничным ходом и мелкозвенной гусеницей. Отдельно серия БТК-Х – огнеметный, таких выпущено 150 машин.

Недостатки: отвратная обитаемость, маленький экипаж, затруднения при работе с рацией, невысокая проходимость на колесном ходу. К этому добавляется слишком специфичное шасси, не позволяющее приспособить базу под вспомогательные машины. Попытки втиснуть в башню более мощное орудие успеха не имели.
Колесно-гусеничное шасси при всех его достоинствах это паллиатив. С «пятой» модели, как только смогли наладить выпуск приличной долговечной гусеницы, от этого изврата отказались. Остальные болезни БТК оказались неизлечимы.
Увлечение САУ сыграло плохую шутку с отечественным танкостроем. Дело в том что, заказчик не видел смысла в тяжелых и средних танках. В армиях других стран эти машины предназначались для прорыва полос обороны, но у русских были артштурмы. Большим танкам места в строю не нашлось.
«Царицынская группа заводов» долго за свой счет работала над средним танком. Довольно таки приличная для 30-х годов машина малыми партиями шла на экспорт. Свое ведомство закупило только 140 танков Т-22.
В отличие от Т-19 качественный рост. Масса уже 19 тонн. Броня25 мм по кругу. В башне 47мм пушка и 2 пулемета. Третий пулемет в лобовом листе корпуса. Карбюраторный двигатель 250 л.с. скорость по шоссе 24 км/ч. Экипаж 5 человек.

Машину покупали: Румыния, Болгария, Италия. Новое польское правительство попыталось заказать партию через Венгрию, но Россия заблокировала контракт. Поставка танка в Югославию сорвалась из-за финансовой несостоятельности покупателя. 12 машин подарили Ассирии.
На базе Т-22 для русского военного ведомства выпускались тяжелые САУ прорыва «Бык» с 122мм гаубицей и 107мм новой пушкой. Таких машин закупили 270 штук, больше чем танков. Это уже полноценная штурмовая машина с закрытой рубкой. «Быки» могли, как поддерживать атаку огнем, вести артподготовку, так и идти иди в бой вместе с бронегренадерами.
На фоне резкого обострения международной обстановки большую партию «Быков» заказали осенью 1939. Не смотря на появившиеся более современные шасси, заказчика привлекла отработанная, вылизанная, знакомая в войсках машина. «Бык-2» получил усиленное бронирование и второй пулемет. Трансмиссию доработали, двигатель поставили новый.


Разработка сверхлегкого плавающего танка пошла с подачи флота. Дело в том, что адмиралы захотели танк для морской пехоты, машину которую можно высаживать с первой волной десанта, способную поддержать огнем и броней морпехов, придать устойчивость обороне плацдарма.
Требования выкатили противоречивые. Минимальная масса для перевозки на десантных плашкоутах и кораблях. Возможность перегрузки из трюма на баржу судовыми кран-балками. Способность своим ходом доплыть от транспорта до берега. При этом пушечное вооружение, хорошая броня. Надежность и ремонтируемость кувалдой обязательны. Выдвигались и идеи унификации вооружения с морской артиллерией по снарядам.
До заказчика быстро дошло что, закон Архимеда не на его стороне. Пушечное вооружение и броня требовали объемный корпус с внешними поплавками, что ставило крест на идее «шустрой кусачей блохи». После высадки на берег все достоинства плавающей машины превращаются в недостатки, а так как морпехи изначально должны драться в условиях дефицита снабжения со спорадически поступающим подкреплением, то им лучше заказывать технику живучую и прочную. В условиях же массированного десанта с последующей высадкой армейских дивизий, опять надо заранее унифицировать технику с армейской по снабжению и обслуживанию.
Потому флот от специализированного десантного танка отказался, решили заказать линейные Т-19 и «ослики». Под них уже десантные самоходные баржи, на которых можно возить не только танки. Потом заказ танков отложили до лучших времен. В 30е годы морская пехота получила только 140 «осликов» разных типов, размазанных тонким слоем по четырем флотам.
Однако, конкурс уже прошел, заводы дали предложения. Царицын выставил интересную машину. Масса 3,6 тн. Экипаж 2 человека. Броня 7-9 мм. Вооружение 1 -12,7мм и 1-7,62мм пулеметы в башне. Мотор 60 л.с.
Машина заинтересовала армию. Малый танк прекрасно подходил для усиления разведки, форсирования рек, действий на заболоченной местности. В серию он пошел под маркой Т-24. С 1934го года было выпущено 400 штук. Часть заказа передали на Хабаровский механический завод. Еще 140 машин заказала пограничная стража.


Только во второй половине 30х годов у армейцев пришло понимание необходимости полноценного танка с противоснарядным бронированием. Все отмечали рост скорострельности и точности противотанковой артиллерии. Из войск поступали нарекания на тесноту боевых отделений, перегруженность командиров танков в бою. Потребовалось включать в экипажи отдельного стрелка-радиста. При этом отмечалась необходимость усиления танковых пушек, как по бронепробиваемости, так и могуществу фугасных снарядов. Орудия калибром менее трех дюймов недостаточны для подавления огневых точек и вражеской пехоты. Появилась необходимость бороться с вражеской бронетехникой.
Техника тоже шагнула вперед. Появились мощные компактные дизеля. Металлисты освоили мелкозвенчатую гусеницу из износостойкой стали. Промышленность смогла дать приличные радиостанции, нормальных габаритов. Оружейники расширили линейки орудий и пулеметов. На заводах с 20х годов активно внедрялась сварка. Росло качество броневых листов. Объемы производства металла и машин для гражданского сектора тоже росли с каждым годом.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment