and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Category:

Русский тип танка

Глобальная мировая бойня завершилась в ноябре 1917го. Россия показала себя неплохо, выстояла и смогла защитить для себя мир не хуже довоенного. Именно русские армия и флот в 17м вывели из игры Турцию и Австро-Венгрию, тем самым обвалив весь южный фланг Центральных держав и поставив Берлин перед фактом неизбежности капитуляции.
В самой России действия своих армии и флота оценивали очень скромно. Недостаточная подготовка, недостаточное оснащение, недостаточная тыловая база, недостаточное качество командного состава. И так далее. При этом генералитет запятнал себя участием во фронде февраля 1917го.
Выводы были сделаны. Еще не отгремели праздничные салюты, еще дипломаты бились в Версале за мир, а русская армия уже подверглась разгрому хуже Великого Отступления 1915. Главком собственноручно взялся за чистку. В помощниках недостатка не было. Январь 1918го отметился Высочайшим Указом о демобилизации. Армию одним росчерком пера сократили до 500 тысяч штыков. Правда, в это число не вошли флот, пограничная стража и казаки.

Россия не тянула большую армию. Бюджет резали по живому. Но вместе с тем уже в 18м году Генштаб скрупулезно изучал опыт минувшей войны и серьезно готовил реорганизацию. Да, военные готовились к вчерашней войне, но иного варианта у них не было.
Первое и самое главное, серьезные нарекания вызвали подвижность, маневренность, управляемость соединений от дивизии и выше. Дивизии серьезно облегчали, сокращали полки и батальоны. Одновременно писали штатки на новые укрупненные корпуса и армии. Всю тяжелую артиллерию концентрировали в дивизиях и корпусах.


Русская линия танкостроения.
Новое оружие привлекало генералов. Первые танки были куплены и поступили в войска уже в 17м году. Некоторые машины участвовали в завершающих сражениях осени 1917. После войны было докуплено небольшое количество британских «ромбов» МК-5 и французских «Рено» FT-17. Последние небольшой серией по лицензии выпускались в России.

Доработанные «Рено-русские-17» применялись во время подавления Маньчжурской смуты 1925го года, так в России называли силовую попытку маршала Цзолиня взять под свой контроль русские активы в Сев. Маньчжурии.
При всем этом классические танки у русских понимания не находили. Все дело в опыте войны. Прошедшие через огонь офицеры в первую очередь расценивали танк, только как средство усиления пехотной атаки. Грубо говоря, это должна была быть сверхпроходимая и бронированная повозка для штурмового орудия или пулемета. О самостоятельных действиях танков и речи не было. Способность танковых частей к глубокому маневру тоже оценивалась трезво, то есть так слабая. Главное – тащить орудие сразу за пехотой, поддерживать ее огнем, пробивать проходы в заграждениях.
Маневренными бронечастями считались бронепоезда и бронеавтомобили. Последние состояли в отдельных бронеротах при дивизиях высокой готовности. Предназначались для действий в прорыве совместно с казаками.
Из русской концепции британские «ромбы» воспринимались как машины с чрезмерно высоким силуэтом, хоть и проходимые. Недостатком считалось основное вооружение в спонсонах, слабый курсовой огонь. Минусом же французских «Рено» русские считали башню! Рациональное зерно здесь было. Железная логика фронтовой наступательной операции.
Башня тесна, в ней не разместить серьезное орудие. Боевые отделения танков быстро задымляются, у экипажа плохой обзор, проблемы связи с сопровождающими гренадерами. Размещение мощного орудия на начало 20х возможно было только в рубке или на открытой платформе. При сравнении промышленных и импортных образцов безбашенные модели неизменно выигрывали в удобстве обслуживания орудия, эргономике и слаженности работы экипажа в бою.
При всем этом генералы требовали насытить танками пехотные дивизии. Все первой линии. Это уже ограничивало сложность техники, ибо танки еще надо обслуживать, ремонтировать и заправлять. Да еще их требуется быстро подвозить к фронту в район прорыва. Башня конструктивно сложнее. Башенный танк при прочих равных выходит габаритнее и дороже. В отличие от тех же французов и англичан, русские обращали внимание на высоту лобовой проекции машины.
Техзадание на конкурс от 1919го года. Бронированная машина повышенной проходимости. Требуется способность преодолевать проволочные заграждения и окопы. Противопульное бронирование. Вооружение: штурмовая пушка и станковый пулемет. Мотор бензиновый, надежный, ремонтопригодный. Не смотря на сильную заинтересованность определенных лиц, конкурс только для российских предприятий.
Конкурс выиграла машина луганского паровозостроительного завода. Из всех представленных монстров луганская выглядела самой скромной. Масса шесть тонн. Шасси от осваиваемого заводом американского трактора. Носовое расположение двигателя. За мотором в открытой полурубке 47мм пушка. Рядом пулемет «Максим» в подвижной установке. Бензобак бронированный. У машины съемные таран и хвост для преодолевания заграждений и окопов. Экипаж 4 человека. Связь с пехотой голосовая. С другими машинами семафорная.
После испытаний на полигоне под Львовом, с заводом подписали контракт на 200 машин. Причем, военные даже не требовали ничего дорабатывать. Единственное, попросили поставить бортовые упоры для второго пулемета. Машина пошла в серию под именем ОС-1. В войсках, а затем на заводе ее быстро поименовали «осликом».
Из альтернатив выделялась машина Балтийского завода. В общих чертах в ней угадывалась переработка «танка Менделеева». Получился сухопутный крейсер с массой в 26 тонн. Носовое орудие короткоствольное 107 мм. В бортах и башенке 4 пулемета. При этом балтийский монстр весьма шустро давил заграждения и переваливался через рвы и окопы. Пушка позволяла выворачивать полевые огневые точки с одного снаряда, закупоривать блиндажи и гасить штурмовиков. Броня до 20-25мм лоб. Мощная вентиляция делала работу экипажа сносной. Завод сразу предложил добавить к машине тракторные сани с легкой броней для пехоты.
Минусами машины, вполне логично, оказались неосвоенность агрегатной базы, необходимость покупать лицензию и осваивать немецкие моторы, проблемы с транспортировкой до фронта. О цене и речи нет. Плюс, 107мм штурмовое орудие еще надо осваивать и дорабатывать. На экспериментальные машины ставили обрезанную старую 42линейную пушку.
ОС-1 надолго задал магистральный путь русского танкостроения. Самарские тракторостроители сделали следующий шаг: бронированное универсальное шасси ОС-3 массой 6,5 тонн с возможностью размещения практически любого орудия до трех дюймов калибром. Тумба под орудие, лобовой лист рубки и боеукладки дорабатывались под конкретную пушку.
Результат получился неказистым, не слишком надежным, но зато позволил найти осмысленное применение старым пушкам с арсеналов. Дизельный двигатель вызывал нарекания механиков, трансмиссия дымила и часто выходила из строя. Машина тонула на раскисшем черноземе. Но зато, ОС-3 легко перемещался на тракторном трале по шоссе. Ремонт не требовал специализированного оборудования и серьезной базы. Бронеходчики оценили утепленный тент над рубкой и мощную печку.



Почти одновременно армия купила серию ОС-4. Это уже чисто «гусеничная блоха» под станковый пулемет. Масса 2 тонны. Экипаж 2 человека. Двигатель бензиновый. Броня 8 мм по кругу. Рубки даже и нет. Только лобовой лист с креплением под «Максим». Пехоте машина понравилась. Маленький «ослик» получился неприхотливым, а тяги хватало для буксировки трехдюймовой пушки.

Линия «осликов» успешно развивалась все межвоенные годы. Армия закупала серии у самых разных заводов. Потенциал тракторных шасси быстро исчерпали. Опыт ОС-3 творчески развили, под «ослики» начали строить специальные платформы с возможностью унификации под линейки машин разного назначения. С 30-х годов стали применять шасси настоящих танков.
Что есть русский танк? – Примитив и функциональность.
Рецепт русского танка прост. Подходящее недорогое, технологичное гусеничное шасси. Любая подходящая пушка. Бронированная полурубка. Обязательно брезентовый тент. В экипаже 3-5 человек.
За кадром оставались подвижная полковая рембаза, бензозаправщики и танковые тралы, либо тяжелые грузовики. Обслуживание бронегренадерских частей оставалось дорогим делом даже для русских. Здесь играл принцип: «Одна винтовка на троих». То есть, на один бронеход приходилось несколько машин обеспечения и тыловых служб. С этим приходилось мириться. Наоборот, со временем службы обеспечения только разрастались. К ним добавились еще полноприводные грузовики для бронегренадеров и артиллерийские тягачи. В свою очередь машины требовали новых машин и ремонтников уже для самих себя.
Другие великие державы морщили нос и ссылались на русскую технологическую отсталость. «Ослики» считались примитивом, заранее более слабой машиной, чем полноценный танк. Доля истины здесь была, но причиной служила не отсталость, а намеренная политика снижения цены машины, облегчения эксплуатации. За кадром осталась готовность промышленности в любой момент наладить массовый выпуск дешевых штурмовых и контрштурмовых машин на отработанной агрегатной базе. Насыщение войск техникой способствовало росту уровня подготовки пехотных офицеров, позволяло учить солдат и унтеров обращению с техникой. Маневры давали возможность заранее выявить проблемы бронечастей и выработать приемлемую концепцию их применения.
Хотя, концепция до конца 30-х оставалась прежней. Бронечасти это в первую и последнюю очередь средства поддержки пехотной атаки, маневр в обороне и сопровождение казаков. Попытка смоделировать операцию с участием чисто бронетанковой части, так называемые «Киевские маневры 1931» выявила полную недееспособность крупных танковых соединений. Танковая дивизия в чистом прорыве потеряла свои тылы и была разгромлена пехотными полками с бронеусилением. Этот эксперимент поставил крест на всех попытках создать бронечасть крупнее отдельной бригады.
Сами бронебригады имели на вооружении только 50-70 «осликов» и танков всех типов. Сведены бронемашины были в бронегренадерские батальоны, сразу включавшие в себя не только танки и «ослики», но и бронегренадеров со средствами усиления. Фактически бронебригада отличалась от аналогичной пехотной части первой линии только большей численностью бронемашин и полностью механизированными тылами. Вся артиллерия, включая две гаубичные батареи на механической тяге.

Только в 1929м году на вооружение русской армии приняли полноценный башенный танк, Т-19 «Ижорского завода». Конструктора опирались на британский опыт танкостроения. С его привязкой к отечественной производственной базе пришлось помучиться. Добавили проблем попытки внедрить немецкие разработки. Немцы отчаянно искали любые зацепки для создания собственной танковой школы. Использовали и сотрудничество с русскими. Разумеется, русские в долгу не оставались, применяли все немецкие находки.
После долгих доработок у ижорцев получилась машина в 9 тонн, с броней 16 мм, двигателем 140 л.с. Вооружение 1-37 мм, 2 пулемета. Экипаж 4 человека. Выпускался по 1936й год. Закуплено 570 машин.

Машина неплохая для своего времени. Конструктора уделили внимание эргономике, смогли удачно скомпоновать машину. Серии между собой незначительно отличались. В основном за счет постоянных доработок по отзывам из армии.
На базе Т-19 выпускались ОС с 47 и 76 мм орудиями, эвакуатор, саперная машина. Недостатки понятны: тонкая броня, слабая пушка, низкая надежность ходовой, слабая гусеница.
Tags: ВОВ
Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment