Если проанализировать деятельность и структуру таких групп, то можно сделать следующие выводы:
1. Сама цель и ставящиеся для организации задачи практически не влияют на структуру группы. Это могут быть и национально-сепаратисткие движения, религиозные фанатики, экологические движения вроде знаменитого «Гринпис». К военизированным формированиям относятся различные «Милиции», «Ополчения», территориальные формирования. Но для всех них характерно тяготение к наиболее практичному и отработанному алгоритму структуры и действий.
2. Характерно разделение движения на два официально независимых и официально противоборствующих крыла: полулегальное или нелегальное ударное, боевое крыло и легитимное общественно-политическое движение. Как понятно, они вынуждены ради тактических задач демонстрировать неприязнь к друг другу, но при этом тесно взаимодействуют на неофициальном уровне, согласовывают свою работу, и выполняют каждый свою функцию.
3. Последние годы широкое применение нашли сетевые структуры, в принципе, также разделенные на официальный и нелегальный сектора. Характерным для сети является высокая мобильность и связанность первичных ячеек, оперирование на уровне горизонтальных связей и высокий уровень взаимозаменяемости звеньев. Отсутствие видимого мозгового центра.
4. Боевые группы формируются в зависимости от комплекса действующих граничных условий. К таковым относятся: законодательство и степень государственного давления на движение, популярность и степень поддержки движения населением, напряженность правового поля, способность правоохранительных органов нейтрализовывать вооруженные неформальные группы, противодействие групп противников, наличие условий для создания баз подготовки, финансирование и т.д. Спектр весьма широк: от клубов и секций по самообороне, молодежных группировок до нормальных соединений с тяжелым вооружением.
5. К основным задачам боевых групп относится: активное воздействие на противников, ударные и информационно-ударные акции, защита своих сторонников, мирного населения, подготовка мобилизационного резерва, террористические удары, погромы, создание повышенного напряжения в обществе, активные методы формирования нужного общественного мнения, ликвидация активистов противника.
6. Легальное крыло обычно состоит из различных, партий, легальных и признающихся не противозаконными движений, организаций, правозащитников. К функциям относится официальное отстаивание своей позиции, легальная агитация, продвижение в органах власти, политическая борьба, поиск источников финансирования, прикрытие боевого крыла.
Очень важной является информационная работа. Это и прямой контакт с СМИ, формирование нужного имиджа ударного крыла, привлечение общественного внимания к своему движению, правозащитная деятельность, легальное давление на институты власти. Также, создание необходимых информационных фантомов, установок, образов, вообще информационная война в комплексе.
7. В целом если ударное крыло де факто, является противозаконным и его деятельность входит к противоречие с властью, официально легальное и нелегальное крылья «конфликтуют», не одобряют действия и политику друг друга, но при этом четко взаимодействуют на реальном, неофициальном, невидимом уровне. Легальные партии привлекают внимание к работе ударных групп, создают им ореол мучеников, борцов за свободу, правду, права и свободы и т.д. (нужное вписать). Ударные звенья выносят конкурентов и противников легального крыла, проводят необходимые акции устрашения и давления.
8. В целом такая структура является очень удобной, практичной, обеспечивающей высокую степень покрытия территории и информационного поля. Уничтожить ее можно только методами последовательного отстрела и посадки всех активистов обоих крыльев, что возможно только методами тоталитарного государства. Если возрастает давление на все движение в целом – центр тяжести операций переносится на нелегальное, ударное крыло. В случае роста влияния движения в обществе и наличие реальных возможностей проникновения во власть – приоритет отдается официальному крылу, ударники переходят в резерв и снижают активность до необходимого расчетного уровня.
9. Возможно наличие финансовой группы, внешне независимой и нейтральной, но практически обеспечивающей функционирование политического и ударного крыльев. Может быть единый мозговой центр, находящийся в тени, а обычно так и бывает. На свет он вылазит только после победы, когда надо формировать правительство.
При победе движения ударное крыло плавно переформировывается в новые силовые структуры. Раньше существовала практика отстрела явных отморозков из собственных боевых ячеек после победы движения. Наиболее ярким примером является «Большая Чистка» 37-38 годов в СССР. Сейчас такая практика отошла в прошлое, большинству активистов и участников находится место под солнцем и после победы. Кроме того, психология не стоит на месте, существуют методы реабилитации и восстановления психики бойцов до сравнительно безопасного для своих уровня.
Еще в 90-х годах прошлого века Переслегин выдвигал идею применения Т-групп, управляемых А-центром. Как показала жизнь, идея реалистична, практически применима и в настоящее время прекрасно применяется на практике. Например, в Чечне – командный аналитический центр, перебравшись за границу, в недосягаемость для правоохранительных органов прекрасно управлял террористическими группами и отрядами боевиков. Для реализации этой схемы граничным условием является наличие человеческого ресурса подходящего и достаточного для формирования дешевых, многочисленных Т-групп.
Методами нейтрализации описанных выше структур является четкая работа правоохранительных органов, отстрел боевого крыла, дискредитация политического крыла, тихая ликвидация мозгового центра после выявления такового. Создание в СМИ истерии и обвинение движения в незаконности, нарушении различных прав, бесчеловечности, фашизме, антисемитизме, убийствах, и т.д. Чем больше, тем лучше. Попутно под шумовым прикрытием СМИ и правозащитников идет вылавливание, нейтрализация, отстрел, посадка активистов движения.
Journal information