and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Category:

О социальной мимикрии

Оригинал взят у loboff в О социальной мимикрии
В этом смысле довольно интересно наблюдать среднеазиатских мигрантов - местных "героев невидимого фронта". Которых здесь принято "не замечать", при столкновении относиться довольно пренебрежительно, и за людей держать лишь весьма условно. Впрочем, Петербург и вообще город довольно-таки расистский. В объявлениях по сдаче жилья никто и не задумывается о политкорректности, например - "русской/славянской семье" (а не "российским гражданам") пишут не задумываясь. Да и в том же "Зените" негров отродясь не водилось, ибо "народ не поймёт". И даже кавказцы здесь ведут себя, сравнительно с прочей Россией, довольно прилично: в 90-е "охота на хачей" была у местной гопоты одним из излюбленных видов спорта, так что воспитали, да, и до сих пор вчерашняя память у людей работает - тут не Москва, надо бы поскромнее, а то можно ведь и по щам.

И это не в качестве какого-то там бахвальства, упаси боже, просто констатация факта. Собственно, гопота ведь и сейчас никуда особенно не делась, и в случае чего вспомнить былые деньки не откажется. Нет, отжимать кожанку "у чурки" уже никто пожалуй не станет, но вот при проявлениях "борзоты" могут и "втащить", чисто для профилактики. А уж в ларьке после десяти вечера бахнуть по прилавку кулаком "какой-такой запрет, гони пару пива, и побыстрее, а чек себе завтра пробьёшь" - это и вовсе обычное дело. И в "русских" ларьках люди себя так не ведут, конечно же.

Отношение к азиатам на этом фоне можно даже сказать любовное. Потому как злобы в этом смысле у местных не водится, отношение скорей снисходительное, как к братьям меньшим и неразумным. Что никак не отрицает повального пренебрежения. "А, ну это же узбеки - что с них взять?" "Ленивые, неопрятные, если специально не скажешь - за собой никогда не уберут, если над душой не стоять, будут часами прохлаждаться. Хотя, если контролировать, то да, стараются". Ну, и т.д. Сами же "узбеки" (отличать собственно узбеков от прочих среднеазиатов здесь никто и не старается) надо признать этим своим имиджем пользуются вполне успешно.

Бо́льшей частью это ведь те же крестьяне и есть, что психологически, что по мировоззрению. Со всеми сопутствующими качествами - хитрецой, желанием прохалявить при любом удобном случае, умением придуриваться и корчить из себя дурачка бо́льшего, чем на самом деле. Соответственно, им такое отношение русского Ивана только на руку - при любых рабочих претензиях достаточно всего лишь похлопать наивно глазками: "Эээ, зачем ругаися, насяльника?" - Иван поорёт для порядку, но всё равно плюнет, и придираться особенно не станет. Позиция не просто удобная, а в сложившихся условиях самая логичная, с крестьянской точки зрения. Ибо рви ягодицы или не рви, больше всё равно ведь не заплатят. И даже не потому, что сам Иван такой уж зашоренный и негибкий, а потому что платит Иван какому-нибудь армянскому подрядчику, а тот всё равно ведь обидит и не доплатит, хоть как ты не работай.

Иваны в этом смысле тоже разными бывают, это-то понятно. Шеф, например, при ремонте вовсю ругался с подрядчиком из-за его отношения к собственным рабочим: "Зачем людей обижаешь, Гигам? Ты мне какую смету выставил? Вот такую-то. Сколько ты там на зарплаты заложил? Столько-то. Почему тогда платишь людям в два раза меньше, зачем обманываешь - и меня, и рабочих? Нехорошо это". Одного из узбеков, самого толкового и трудолюбивого, шеф у подрядчика даже в наглую отжал: "У меня ему лучше будет, а тебе урок". Но шеф в этом смысле человек и вообще уникальный, справедливость для него не пустой звук, а краеугольный камень в основании собственного мировоззрения - таких нынче делают крайне мало, и чаще всего в экспортном варианте. В основном же иванам на копошащихся под ногами смуглых трудящихся глубоко наплевать: "А, ну это же узбеки - что с них взять?"

Крестьяне же примитивны, но отнюдь не глупы. И правила социальной мимикрии они усваивают чрезвычайно быстро. Сообразуясь при этом со своими деревенскими понятиями - что местные воспримут, а что нет; что свои же тебе простят, а за что и "хату спалить" могут. Вот буквально пара примеров.

Соседи-мигранты. Уже довольно благополучные - отец семейства здесь не сам в бараке на восемь рыл в комнате, а с семьёй, даже бабушку перевезли. Дети говорят по-русски, ходят в школу, приучены с соседями здороваться, одеты прилично, не хуже прочих. То есть люди именно что активно ассимилируются, всеми силами вживаются в Город, воспользовались шансом, и терять его не собираются. Мало того - люди не просто приятные и вежливые, но очень тихие, мы на их фоне наверное просто скандалистами и склочниками выглядим, со своими иногда кухонными спорами по тому или иному поводу. А уж наш младшенький, так тот и вовсе громче и шумнее всех трёх соседских вместе взятых.

И вот идёшь ты мимо этого семейства, выгуливающего детей на площадке. Краем уха слышишь, как муж говорит с женой по-ихнему: голос властный, уверенный, мягкий баритон, но со стальными нотками - сразу слышно благополучного Отца Семейства, знающего себе цену, и требующего к своим словам уважения и внимания. И тут один из детей куда-то полез, куда не следовало. "Эй, ты куда? А ну быстро вернись на место!" - и голос при переходе на русский сразу же становится привычным визгливым дискантом, столь знакомым по анекдотам и юморескам из "Нашей Раши".

Почему? А по кочану. Потому что АРХЕТИП. Потому что так принято. Потому что иначе не поймут - ни свои, ни чужие. Потому что "чурка" в русской среде именно так и должен говорить - с анекдотическими подвизгиваниями. Избавится человек от акцента - избавится и от подвизгиваний тоже. И сам не заметит, как это с ним произошло, и что именно случилось, тоже не осознает. Но - перейдёт тем самым в статус "казаха", или даже "татарина" - в силу одного только отсутствия акцента. И даже не подумает этот свой новый статус опровергать, хоть про себя и будет посмеиваться над русским Иваном, который отличить не умеет. Ну, а уж дети-то и вовсе в этом смысле сложностей иметь не будут по определению - они уже со средней школы превратятся в "казахо-татаринов", и таковыми же дальше жить и будут.

Или другой пример. Вот почему мигранты все как один ходят в "униформе"? Их ведь издалека заметно - по спортивным штанам, по курточкам, по дурацким шапочкам, да и по походке тоже, если уж на то пошло - не то чтобы согнувшихся, но "искоса-низко-голову-наклоня" это именно о них и есть - этакая постоянная настороженность. То есть даже и в лицо заглядывать не надо на предмет нацпринадлежности, сами "светятся", издали - что весьма удобно тем же полицейским, шерстящим публику на предмет легальности нахождения на территории. И вот казалось бы - чего проще? - оденься НОРМАЛЬНО, в том же секонде это выйдет в копейки, но если ты будешь не в "униформе", то тебя ведь ни одному полицейскому остановить и в голову не придёт: ну, вот идёт себе казахо-татарин, одет обычно, явно из местных, чего его вообще трогать? Через пару месяцев свободы от ментовского произвола и походка выровняется, и тогда и вовсе ни одна падла на тебя покушаться не станет, хоть вообще на покупку патента забей.

Но нет - так и бродят стайки бедолаг, одетые как из инкубатора, чуть ли не ежедневно шерстимые полицией на предмет нужных документов, и всё так же "низко-голову-наклоня". ГОДАМИ БРОДЯТ. А "униформу" не снимают. Почему? От глупости? Куда там - всё крестьяне понимают отлично! Но - не переоденутся ни в жисть. Ибо их тогда своя же сельская община перестанет воспринимать за своих, и начнёт чмырить - "ты чё, самый умный", вот это всё. Тупы не крестьяне сами по себе, туп крестьянский общинный обиход жизни, в котором главный закон - не выделяться.

Зато когда крестьянин из этой общины наконец вырывается! Когда он из вчерашнего крестьянского существования в Городе начинает наконец в нём жить! И куда вся эта крестьянская тупость девается - буквально в считанные месяцы.

Тот же спасённый шефом от алчных армян Турам, которому тем самым посчастливилось стать "сыном полка". И пары месяцев не прошло с тех пор, как избавился человек от общины и начал работать на русского Ивана напрямую, а не через хитрожопого рабовладельца - и уже любо-дорого посмотреть! На работе, понятно что, он так "узбеком" и остался - "человечка" любят, не обижают, но и за своего не принимают, и не примут никогда. Но ведь ПОСЛЕ РАБОТЫ - это и уже ЧЕЛОВЕК, а не "человечек". Шапочки, курточки и спортивники куда-то исчезли - вместо них нормальные джинсы и модная куртка. Человек идёт расправив плечи, а не "искоса-низко-голову-наклоня", и плевать он хотел на ментов - а те и не думают его трогать. Прикупил за копейки раздолбанную "шаху", рассекает - уже ведь мужик с тачкой, а не какой-то там нищеброд гастарбайтер. А соответственно - и девушка у мужика образовалась, по азиатским меркам практически красавица. А почему нет? - мужик ведь, с тачкой, надёжный, да и сам по себе парень симпатичный - как такому отказать?

А что при этом изменилось-то? Человек получил российское гражданство? Нет. Человек перестал быть разнорабочим, и освоил хорошую профессию? Тоже нет. У человека как-то особенно поменялся социальный статус? Так тоже ведь нет! И тем не менее - жизнь у человека изменилась кардинально. Потому что он наконец не просто переместился в Город физически, но и получил возможность потихоньку становиться горожанином. Только-то и всего. И одно это изменило его жизнь категорически. Вот и вся социальная мимикрия.

Subscribe

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • Верно!

    В точку!

  • Настроение

  • Необольшевизм

    Новая модная секта. Интересно сравнивать оценоки по некоторым важным историческим вопросам, собственно советского периода и современного…