and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

Categories:

Две легенды о Винете.

Оригинал взят у nap1000 в Две легенды о Винете.

Бронзовая фигурка коня из поморского Волина.

И пара поморских легенд.


I.Слепой конь.

Много много лет назад в городе Винета жил богатый купец, имевший много кораблей и скупавший и продававший много товара. Дом его был полон роскоши. Стены были обклеины обоями, полы покрыты коврами, а хозяин с хозяйкой ходили все в бархате и шёлке. В конюшне стояли четыре рыжие лошади для повозки и белый конь для верховой езды. Этот белый конь был самым быстрым во всей Винете, и Узедом ( так звали купца ) называл своего любимца «скачущий по ветру». Однажды Узедом поскакал на нём в лес, посмотреть, не прибыл ли ожидаемый им товар. Внезапно на него набросилось шестеро разбойников, и никогда бы ему было не увидеть уже Винеты, если бы конь не спас своего хозяина. Ведь один из разбойников успел уже ухватить конскую узду, а другой перегородил проход большим шестом, через который и сумел перескочить конь Узедома.
Конь был весь в пене, когда доставил своего хозяина домой, и Узедом решил никогда его не продавать и выделять ему до самой смерти по три большие меры овса в день. Но время шло и Узедом позабыл, что конь когда-то спас ему жизнь и стал давать ему ежедневно лишь по две маленьких меры овса. Конь же его, сильно перегревшись в день его спасения, потерял гибкость, стал хромать и в конце концов ослеп. Его хозяин не захотел больше на нём ездить и купил себе другого коня. Однако, так как конь этот ещё не был стар, то жил после спасения своего хозяина ещё долгие годы. В конце концов хозяин стал давать ему всего одну маленькую меру овса в день, а когда ему и этого показалось много, и никто не хотел перенять заботу о коне, приказал своему слуге от него избавиться. Тот взял прут и им выгнал коня из конюшни, так как сам конь противился и не хотел уходить. Семь часов конь оставался стоять у ворот со склонённой головой и лишь напряг свои уши, когда слышал звуки, исходившие из дома. Ночью ему пришлось спать на твёрдых камях, хотя на улице было холодно и шёл снег. В конце концов голод заставил животное уйти прочь; но так как он был слеп, то повсюду натыкался на препятствия. Конь поворачивал голову налево и направо, в надежде почуять своим носом, где бы могло лежать сено, но находил совсем мало.
В городе же была колокольня, стоявшая день и ночь открытой. Её построили, чтобы предотвращать случаи несправедливости. Так, когда кто-то считал, что с ним несправедливо поступили, он шёл к колокольне, брался за верёвку колокола и звонил. Тут же являлись городские судьи и вершили суд. Случайно и слепой конь забрёл в эту колокольню, и так как от голода он касался губами всёго, на что натыкался, так и наткнувшись на колокольную верёвку, ухватил её зубами и начал звонить в колокол. Тут появились судьи и увидели коня на месте истца. А так как им было известно о заслугах этого коня перед его хозяином, они приняли это дело близко к сердцу. Тотчас приказали они привести Узедома, немало удивившегося, увидев своего коня у судебного колокола. Он хотел оправдаться за свой жестокий поступок, но судьи вынесли приговор:

«Судебный колокол прозвонил,
Истец стоит здесь;
Ничем не оправдать вашего поступка,
И потому постановляем,
Чтобы вы сейчас же вернули
Верного коня в свою конюшню
И до конца его дней заботились о нём и кормили
Как следует истинному христианину!»

Так купцу пришлось снова забрать к себе своего коня. К нему с тех пор был приставлен человек, следивший, чтобы конь не испытывал ни в чём нужды.
В колокольне же, в память об этом случае, эту историю изобразили на камне.


W.Filipowiak - Wolin, Vineta. Die tatsächliche Legende vom Untergang und Aufstieg der Stadt, 1992, S.17-18.


Это, пожалуй, одна из самых красивых поморских легенд. При внимательном рассмотрении из неё можно выделить три разных мотива:

- о древнем невиданно богатом городе Винете, встречающийся и в других мекленбургских и поморских сказаниях, и к самому повествованию имеющий лишь посредственное отношение.

- поучительная история о почтительном отношении к верно служившему хозяину коню до самой его смерти, даже если невозможно более получить от животного какую-либо выгоду. Что вместе с белым цветом коня напоминает средневековые описания посвящённых языческим богам белых конях, «у которых выдернуть волос из гривы или хвоста считалось нечестием».

- и распространённый в мекленбургских и поморских легендах мотив о неких вендских колоколах. Тут уже с прямой отсылкой, что висели они в неком здании, где в обычное время никого не было, но проводились суды. Чем не описание языческого храма? Вполне перекликается с описанием святилища Проне/Прове возле Старигарда:

«...священные дубы, посвященные богу этой земли, Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец, и свои празднества, и разные обряды жертвоприношений. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и с жрецом на суд. Вход во дворик разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывалось в приюте.»

И суд, и нежилое, огороженное место, где висели колокола, в других преданиях висящие в «вендских церквях» не крещённых ещё вендов. И помощь, оказываемая ищущему справедливости/спасавшемуся от притеснений. Интересно, что в более позднем описании этого святилища Прове у Конрада Бодо говорится уже не о ограждённой священной роще, а об идоле-изображении божества, стоявшего, опять же, на колоколе. Хроника конрада Бодо написана во времена, когда святилище у Старигарда было давным давно разрушено, а поморская легенда относится и вовсе то ли к 18, то ли к 19 веку. Можно, конечно, отбросить эти сведения как ненадёжные. В любом случае бросается в глаза, что они не только не противоречат друг другу, но и, кажется, прекрасно друг друга дополняют, если предположить, что все три свидетельства описывают святилище или храм без идола как такового, но с колоколом, на котором было изображение божества. Подобный четырёхликий колокол (или трехликая подвеска в форме колокола) был найден как раз в Поморье – Щецине, правда, более «карманного» размера.



В поморском Вольгасте же описывается и славянский языческий храм, внутри которого находились не идолы, а почитавшаяся реликвия – щит.


Другое предание рассказывает о поморском городе Волине, ставшем преемником Винеты. Интересно это предание своим пречнем народов, проживавших в Волине-Винете и о их позднейшем расселении – о исходе рутенов в Россию (в историческом контексте бывшую тогда, конечно, Русью) и происхождении названия Волыни от города Волина.

II.Юлин.

После разрушения Винеты торговля этого города была перенесена частично в Висби в Готланде, а частично в Юлин на острове Волин, так что этот Юлин стал самым большим и богатым городом Европы. Здесь жили и торговали люди самых различных наций, языков и вероисповеданий: виниты, виниры, хенеты, сунноны, славяне, венды, даны, шведы, гамбривы, чрезпеняне, евреи, язычники, рутены, греки и другие народы. Всем там предоставлялась возможность жить и исповедовать веру, какую они хотят; только христиане должны были скрываться, под угрозой смертной казни. Каждая нация жила на своей улице, которые назывались по их имени.
Долгое время обычаи юлинцев были хороши и порядочны. Со временем же они стали ненасытны к роскоши и желали всё большего, так что одни племена начали становиться тиранами других. За такие злодеяния, пороки и идолопоклонство город часто подвергался гневом господним плачевным разрушениям от грома и молнии. Но это не служило горожанам уроком. Тогда,по прошествии времени, рутены первыми вернулись на свою родину – Россию. За ними вскоре последовали их друзья и товарищи и основали в России княжество до сих пор называющееся Волынью. Среди оставшихся же после этого случилось смятение и отток купцов, пока в конце концов датский король Вальдемар не завоевал город и не разрушил его до основания. Случилось это в году 1170.


W.Filipowiak - Wolin, Vineta. Die tatsächliche Legende vom Untergang und Aufstieg der Stadt, 1992, S.20-21.

Разумеется, невооружённым глазом видно книжное влияние на эту позднюю легенду – точные географические указания не очень известных простому народу мест, точные даты, исторические имена правителей. В заключительной части легенды упоминается также и епископ Отто Бамбергский, с указанием года крещения и колличества крещённых. По всему видно, что человек, рассказывавший эту легенду имел представление как о средневековой истории, так и географии. И если в эпоху романтизма, к которому и пренадлежит предание, о Винете и вендском прошлом действительно много говорили и писали в Поморье, то откуда в легенде взялись эти самые «рутены», так настойчиво связываемые с Киевской Русью, но в тоже время, при известности автору собственно слова «русский» («Россия» он пишет в нормальном современном немецком написании «Руссланд»-«страна русских»), почему то упорно именуемых не русскими (Russen), а именно рутенами (Ruthenier) – словом, которым в средневековых текстах (с которыми автор явно хотя бы частично был знаком) называли жителей Рюгена, не совсем ясно. Похоже, человек, у которого было записано это предание, попросту не был знаком с норманисткой теорией:)

02 003
02 004

Subscribe

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

  • Экспорт стройматериалов.

    Мир быстро меняется. Что еще вчера считалось актуальным, сегодня уже устаревает. Моя страна как и весь мир тоже быстро меняется. Совсем недавно, лет…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments