У нормальных производителей нормальных стран в структуре цены продукции зарплата рабочих составляет около 50%. У нас реально 10-15% и это тянется с начала 90-х. Будучи инженером-сметчиком, я могу сказать, что в строительстве стоимость материалов достигает до 70% цены готовой продукции. Остальное идет на зарплату, механизмы, накладные расходы и небольшой процент прибыли.
Почему так? Почему при более низких (в разы) доходы граждан, цены на основные ресурсы у нас сравнимы с европейскими и североамериканскими?
Дело в жуткой коррупционности и ущербности нашей экономики. Дело в том, что свободный рынок без механизмов эффективного регулирования работает только в направлении извлечения максимальной прибыли.
Очень интересно сравнивать отпускные заводские цены с рыночными. Разница более чем в два раза. Бывает и гораздо больше. И купить продукцию по отпускной заводской цене невозможно. Таковая привилегия только у дилера. Дилер берет продукцию по отпускной цене, тут же накручивает свою наценку, перепродает другому дилеру, тот уже выпускает товар на рынок. Зачастую происходит этот процесс в одном кабинете. И отгрузка идет с заводского склада.
Большая часть цены складывается из чистой торговой прибыли. Касается это практически любой продукции. Производитель берет комплектующие тоже по рыночной цене, с торговой накруткой, и закладывает цену комплектующих в свою продукцию. Нарастает лавинообразный процесс. На каждом этапе цена аккумулирует в себе дилерские наценки. Стоимость продукции растет. Снижать ее невозможно. Производитель даже если очень хочет, не может продавать свой товар дешевле цены комплектующих и сырья.
Аналогично импортные поставки. Все идет через дилеров, монопольных поставщиков. В итоге получается, что, к примеру, вентиль можно купить в Германии за 300 рублей. На нашем заводе отпускается за 200 рублей, но купить его в России можно только за 600-800 рублей. И это оптовая рыночная цена!
Большая часть цены товара разом уходит в торговую наценку и выводится из экономики. Наценка висит бременем на производстве, делает конкурентоспособность отрицательной.
Государство у нас пытается контролировать цены, но делается это смехотворно. Проводятся тендеры, организуются электронные площадки, но касаются они только конкуренции между рыночными ценами, а пласт дилерских наценок не затрагивается. Правительственные постановления и решения о регулировании цен обращаются только к поставщикам конечной продукции, а в цене таковой уже сидит наценка на комплектующих. Естественно, результативность такой работы мизерна.
Механизмы рыночной конкуренции в условиях свободного рынка не работают. Наоборот действует старый закон русского бизнеса, ломавший еще экономику дореволюционной России – Держать цену!
В результате вся наша технологичная продукция оказывается просто неконкурентоспособной. В результате у производителей практически нет возможностей для повышения фонда оплаты труда. В результате у нас не выгодно заниматься серьезным производством, ибо чем сложнее изделие, тем больше в нем комплектующих и тем ниже допустимая торговая наценка и плановая прибыль. Все уже съедается на этапе сырья и комплектующих.
Способно ли вступление в ВТО переломить ситуацию? Нет. Снижение торговых пошлин и упрощение внешней торговли лишь снизят цену на отечественные товары до цены импортных аналогов. При этом в структуре цены доля зарплаты будет составлять те же 10 %.
Как решать проблему? А вот это уже не мой уровень компетенции. Я вижу только то, что решение должно быть комплексным, работать надо совместно с правоохранительными органами и в первую очередь разрывать связку производитель-дилер. И начинать не с вершков, а с первичных элементов сырья, с того самого что сразу задирает цену.
Journal information