and_kammerer (and_kammerer) wrote,
and_kammerer
and_kammerer

ЦЕРКОВНЫЕ И КОЛОКОЛЬНЫЕ

Оригинал взят у smelding в ЦЕРКОВНЫЕ И КОЛОКОЛЬНЫЕ

В церквях обитают не только священники и пономари. И даже не только прославленные своей бедностью церковные мыши. По твердому убеждению русских людей, в православных храмах жило... точнее сказать, существовало, и несколько иное население, не проходящие не по ведомству ЗАО РПЦ, ни по ведомству санэпиднадзора.
В частности, слово "церковник" ассоциировалось у православного крестьянства отнюдь не с "мрачным клерикалом".

ЦЕРКОВНИК - дух, появляющийся в церкви или у церкви; появляющийся в церкви покойник.
Согласно традиционным представлениям, в церкви часто являются разнообразные сверхъестественные существа; метрвецы и нечистые могут по ночам отправлять в церкви свои службы. "Многие из здешних крестьян верят, что нечистая сила живет даже при церквях, в особенности на кладбищах, а также на мельницах, в казенных зданиях, например, в училищных..." (Волог.) <АМЭ>  
Тем не менее, сверхъестественные обитатели церкви редко именуются в поверьях церковниками. По имеющимся пока материалам, такое название отмечено на Русском севере, и од ним подразумевается покойник (дух предка), привидение, появляющееся чаще всего на церковной колокольне. Церковник имеет облик старика, человека в белом (в белой шляпе) и в обще сходен с колокольным маном. (см. КОЛОКОЛЬНЫЙ МАН, МАН)

Так говорит любопытнейшая книга "Русские суеверия" Марины Власовой (СПб, "Азбука", 1998, с.525).
Посмотрим, кто этот колокольный ман.
На страницах 259-260 это же увлекательное издание сообщает нам, что под таким псевдонимом известен "нечистый дух; покойник, появляющийся на колокольне", что отмечен он от Онежских и Вологодских краев до Тамбовщины. В последней,к слову, бытовало поверье, что в колокольные маны поступает по смерти колдун, коего не принимает земля., щеголяет он в красном колпаке, и, как завзятый собственник, может убить за покушение на эту ценную деталь туалета. (на Вологодчине ходил рассказ про девицу, которая на спор пошла ночью на колокольню, и, встретив там мана, сорвала с него шапку. Дух не только пришел за головным убором, но не пощадил даже вернуввшую покражу похитительницу).

Если кто-то скажет, подобно приснопамятному Буровскому, что это все сугубо московитские заморочки, а вот "правильные" европейцы никогда подобным не страдали, то нам останется ответить ему словами другого недоброго духа: "поздравляем Вас, гражданин, соврамши". Вот, например, Норвегия - уж куда как европейская, протестантская страна.
"С христианством связана и вера в церковных ниссе. Говорят, раньше они жили почти во всех церквях Норвегии. Домик такого ниссе, напоминающий ольшое гнездо, может находиться в дыре в полу слева от входа в церковь, или на церковном чердаке, или на колокольне. Спит он в старом башмаке звонаря. Каждую субботу церковный ниссе вытирает пыль со скамей и кафедры, моет полы и выетает паутину из углов. Кроме того, он следит за тем, чтобы мыши не прогрызали дыры в органных мехах. Единственное, чего не любят церковные ниссе - это колокольный звон. Поэтому в день службы они или стараются уйти подальшеот церкви, или остаются сидеть у входа, но закрывают уши руками, и, сидя так, приветливо кивают прихожанам".
Об этом нам сообщаетдругая полезная книга: "В стране троллей: Кто есть кто в норвежском фольклоре", М., О-Г-И, 2008, с.95. Ниссе - запомните это имя! - в скандинавском фольклоре название, объединяющее домовых, мелких лесовичков, корабельных духов-хранителей (странно было бы, если б в стране викингов корабли остались без пригляда Тайного Народца), и даже, с 1580 года, местного "Деда мороза", раздающего подарки детям под рождество.
Кстати, про колокола - наш колокольный ман тоже их звон не больно жалует. Кое-где рассказывают, что бедняга крепится до третьего удара, и уж тогда бросается вниз, под землю, посему, нельзя-де креститься на колокольню до третьего удара - можно и на колокольного мана перекреститься...
UPD: (чтобы это ни значило) - у датчан также существуют "церковные карлики", упоминания о них проникли даже в сказки Андерсена: в "Ойле Лукойе" они начищают колокола на колокольне, сближаясь по месту обитания с нашими церковником и колокольным маном и норвежским церковным ниссе, с последним - и по занятиям (за русским населением церквей хлопот по хозяйству не замечено). Зато в "Лесном холме" церковный карлик приглашается на свадьбу троллей в лесной холм, наряду с такими почтенными особами, как Кладбищенская Свинья и Мертвая Лошадь - "они в родстве с нами" (т.е. троллями).

Subscribe

  • О чехах все отписались?

    А ведь этот чешский дурдом объясняется весьма просто. Нет, не партией герыча и не дефицитом галоперидола. Не надо так плохо думать о людях. Все…

  • Шаг в космос.

    Нельзя всю жизнь провести в колыбели, или на диване. Рано или поздно, мы выйдем за пределы Земли. Колонизируем Систему. Дальше Галактику. Я верю в…

  • Зеленский играет на рояле.

    Мы совсем забыли, какой замечательный у соседей президент. Не каждый может так зажигательно сыграть задорную песенку. Есть чему позавидовать…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments